В 1883 г. русский физик А. Г. Столетов произнес слова, которые прозвучали как приговор царизму: «Нет во всей России ни одного здания, которое было бы построено собственно для физики».
Вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции в молодом Советском государстве возникает сеть научно-технических институтов: Физико-технический, Государственный радиевый, Государственный оптический институты в Петрограде; Центральный аэродинамический институт, Горная академия, Институт биологической химии, Институт экспериментальной биологии в Москве; Физико-математический институт и Центральная радиолаборатория в Нижнем Новгороде (теперь город Горький). И все это буквально в считанные годы.
Советский Союз — страна самого передового в мире общественно-политического строя — ныне постоянно демонстрирует всей планете образцы научно-технической мощи. Первый в мире, величайший, крупнейший — как часто теперь звучат эти слова, когда речь идет о свершениях советской науки.
«Мне рисуется учреждение, которое я назвал бы «Городом Науки»,— писал в 1917 г. А. М. Горький.-— Это ряд прекрасно обставленных технически лабораторий, клиник, библиотек и музеев, где изо дня в день зоркие, бесстрашные глаза ученого заглядывают во тьму грозных тайн, окружающих нашу планету. Это — кузницы и мастерские, где люди точного зрения, кузнецы и ювелиры, куют, гранят весь опыт мира, превращая его в рабочие гипотезы, в орудия для дальнейших поисков истины.
Французский писатель Сент-Экзюпери, автор известной поэтической сказки «Маленький принц», очень хороню сказал: «Разум чего-то стоит лишь на службе у любви». Писатель имел в виду любовь к человеку, потому что человек труда — это основная производительная сила общества. Если усилия разума направлены лишь на создание новых средств труда и оставляют в стороне интересы развития самого человека — разум стоит немного. Именно так обстоит дело в капиталистическом обществе, И даже если ученый полон желания направить плоды своих открытий на благо людей труда, в мире эксплуатации он не в силах добиться осуществления своей цели. Чтобы такое желание могло воплотиться в действительность, нужна перестройка основ общественного механизма, нужно уничтожить саму систему эксплуатации человека человеком
Зарубежные туристы, приезжающие в нашу страну из государств капиталистического мира, часто отмечают, что у себя дома они никогда не видели столько людей с книгой в руках. В этом повседневном факте находит выражение небывалый рост культурного уровня советского народа. Советский Союз занимает теперь первое место в мире по количеству ежегодно издаваемых книг. Всеми видами обучения у нас охвачено свыше 73 млн. человек — более трети всего населения (без учета детей дошкольного возраста). Сорок народностей СССР, не имевших раньше своей письменности, за годы Советской власти получили ее.
Школьные годы — замечательная, незабываемая пора для каждого человека. Кем бы ни стали вы в жизни, ребята, каждый из вас спустя много лет непременно теп,по и благодарно вспомнит свою школу, своих учителей, одноклассников. Да это и понятно. Ведь именно в большой школьной семье мы обретаем светлое чувство товарищества, сознание долга, радость труда.