В 1883 г. русский физик А. Г. Столетов произнес слова, которые прозвучали как приговор царизму: «Нет во всей России ни одного здания, которое было бы построено собственно для физики».
Вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции в молодом Советском государстве возникает сеть научно-технических институтов: Физико-технический, Государственный радиевый, Государственный оптический институты в Петрограде; Центральный аэродинамический институт, Горная академия, Институт биологической химии, Институт экспериментальной биологии в Москве; Физико-математический институт и Центральная радиолаборатория в Нижнем Новгороде (теперь город Горький). И все это буквально в считанные годы.
Советский Союз — страна самого передового в мире общественно-политического строя — ныне постоянно демонстрирует всей планете образцы научно-технической мощи. Первый в мире, величайший, крупнейший — как часто теперь звучат эти слова, когда речь идет о свершениях советской науки.
«Мне рисуется учреждение, которое я назвал бы «Городом Науки»,— писал в 1917 г. А. М. Горький.-— Это ряд прекрасно обставленных технически лабораторий, клиник, библиотек и музеев, где изо дня в день зоркие, бесстрашные глаза ученого заглядывают во тьму грозных тайн, окружающих нашу планету. Это — кузницы и мастерские, где люди точного зрения, кузнецы и ювелиры, куют, гранят весь опыт мира, превращая его в рабочие гипотезы, в орудия для дальнейших поисков истины.
Французский писатель Сент-Экзюпери, автор известной поэтической сказки «Маленький принц», очень хороню сказал: «Разум чего-то стоит лишь на службе у любви». Писатель имел в виду любовь к человеку, потому что человек труда — это основная производительная сила общества. Если усилия разума направлены лишь на создание новых средств труда и оставляют в стороне интересы развития самого человека — разум стоит немного. Именно так обстоит дело в капиталистическом обществе, И даже если ученый полон желания направить плоды своих открытий на благо людей труда, в мире эксплуатации он не в силах добиться осуществления своей цели. Чтобы такое желание могло воплотиться в действительность, нужна перестройка основ общественного механизма, нужно уничтожить саму систему эксплуатации человека человеком
Зарубежные туристы, приезжающие в нашу страну из государств капиталистического мира, часто отмечают, что у себя дома они никогда не видели столько людей с книгой в руках. В этом повседневном факте находит выражение небывалый рост культурного уровня советского народа. Советский Союз занимает теперь первое место в мире по количеству ежегодно издаваемых книг. Всеми видами обучения у нас охвачено свыше 73 млн. человек — более трети всего населения (без учета детей дошкольного возраста). Сорок народностей СССР, не имевших раньше своей письменности, за годы Советской власти получили ее.
Школьные годы — замечательная, незабываемая пора для каждого человека. Кем бы ни стали вы в жизни, ребята, каждый из вас спустя много лет непременно теп,по и благодарно вспомнит свою школу, своих учителей, одноклассников. Да это и понятно. Ведь именно в большой школьной семье мы обретаем светлое чувство товарищества, сознание долга, радость труда.
До Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране преобладало сельское хозяйство. Оно велось примитивными, дедовскими и даже прадедовскими методами. Промышленности была развита слабо. Россия, занимавшая примерно шестую часть суши земного шара и стоявшая по численности населения на третьем месте в мире (после Китая и Индии), производила всего 1/40 часть мировой промышленной продукции (1913). Многих важных отраслей промышленности (автомобильной, станкостроительной, тракторной и др.) у нас вообще не было.
Поэтому отсталая страна сильно зависела от государств, поставляющих ей промышленные товары.
Ведущая и определяющая отрасль во всем народном хозяйстве — промышленность. От ее развития зависит рост всех остальных отраслей.
Приведем простой пример. Для того чтобы вести современное сельское хозяйство, колхозам и совхозам нужна техника — тракторы, комбайны и другие машины. Само сельское хозяйство, как известно, эти машины не производит, а получает их от промышленности.
Легкая и пищевая промышленность дают основную часть продукции, которую производят отрасли промышленности, объединяемые в группу «Б». К этой группе относится и производство некоторых видов машин, например холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п. Отрасли промышленности группы «Б» одевают и кормят людей: они дают нам обувь, ткани, одежду, хлеб, сахар и многое другое.