До Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране преобладало сельское хозяйство. Оно велось примитивными, дедовскими и даже прадедовскими методами. Промышленности была развита слабо. Россия, занимавшая примерно шестую часть суши земного шара и стоявшая по численности населения на третьем месте в мире (после Китая и Индии), производила всего 1/40 часть мировой промышленной продукции (1913). Многих важных отраслей промышленности (автомобильной, станкостроительной, тракторной и др.) у нас вообще не было.
Поэтому отсталая страна сильно зависела от государств, поставляющих ей промышленные товары.
Ведущая и определяющая отрасль во всем народном хозяйстве — промышленность. От ее развития зависит рост всех остальных отраслей.
Приведем простой пример. Для того чтобы вести современное сельское хозяйство, колхозам и совхозам нужна техника — тракторы, комбайны и другие машины. Само сельское хозяйство, как известно, эти машины не производит, а получает их от промышленности.
Легкая и пищевая промышленность дают основную часть продукции, которую производят отрасли промышленности, объединяемые в группу «Б». К этой группе относится и производство некоторых видов машин, например холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. п. Отрасли промышленности группы «Б» одевают и кормят людей: они дают нам обувь, ткани, одежду, хлеб, сахар и многое другое.
До сих пор мы говорили о зависимости легкой промышленности, сельского хозяйства от тяжелой индустрии. Теперь настала очередь сказать, что и тяжелая и легкая промышленность, одна в меньшей, другая в большей степени, зависят от сельского хозяйства. Ведь люди, создающие машины и управляющие ими, должны питаться, а легкой и пищевой промышленности нужно сырье. Все это дает сельское хозяйство.
Прочные деловые связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием немыслимы без широкой сети железных дорог. Четкое выполнение народнохозяйственных планов, управление сложным и многогранным хозяйством нашей страны в значительной мере зависят от хорошо налаженной работы транспорта и связи.
Для быстрейшего построения материально-технической базы коммунизма важнейшее значение имеет правильное размещение производительных сил: заводов, комбинатов, электростанций, рудников... Выбрать район для нового предприятия — весьма сложная задача. Ведь строится оно на десятилетия, его не перенесешь на другое место. Поэтому выбор места для новостройки дрлжен быть правильным, научно обоснованным. Необходимо предварительно выяснить, насколько близок будущий завод к источникам с~ырья и районам потребления продукции, будет ли он обеспечен кадрами специалистов, топливом и электроэнергией... Вот почему в западных районах страны, где много высококвалифицированных рабочих и специалистов всех отраслей промышленности и где ощущается недостаток топлива, развиваются преимущественно такие трудоемкие отрасли промышленности, как машиностроительная, электротехническая, электронная, текстильная, трикотажная, пищевая и др.
В капиталистических странах средства производства (фабрики, заводы, недра, транспорт и т. д.) и все производимые материальные ценности являются частной собственностью капиталистов. Экономика развивается стихийно.
В Советском Союзе средства производства являются общенародной собственностью и используются для блага народа. Социалистическая экономика развивается планомерно, по перспективным планам, рассчитанным на пять, семь и более лет, и текущим планам — на один год. Планирование осуществляется государственными плановыми органами.
Необъятен Советский Союз. От царства вечного холода на севере до благодатного юга, где люди видят снег лишь на вершинах высоких гор, раскинулась наша Родина. Сказочно богаты ее недра. В одних районах залегает нефть, в других — руда, уголь, золото... Для правильного использования природных богатств важны разумно налаженные межрайонные связи и специализация союзных республик и экономических районов.