Школьные
годы — замечательная, незабываемая пора для каждого человека. Кем бы ни стали
вы в жизни, ребята, каждый из вас спустя много лет непременно теп,по и благодарно
вспомнит свою школу, своих учителей, одноклассников. Да это и понятно. Ведь именно
в большой школьной семье мы обретаем светлое чувство товарищества, сознание
долга, радость труда.
Школа увлекает романтикой пионерских и комсомольских дел — играми, сборами, походами, первыми научными поисками, спартакиадами, олимпиадами... Вот здесь-то, так же как и на уроках, и проявляются пытливость, любознательность, смекалка, умение, навыки каждого из вас.
Вы не первый день в школе и хорошо знаете, какой огромный труд затрачивают учителя, чтобы обучить и воспитать вас, вырастить достойными гражданами нашей великой Родины. Поэтому можно смело сказать, что и в трудовом подвиге рабочего, и в исследовании ученого, и в творчестве инженера есть частица труда учителя, крупица его сердца.
Хорошо известно, с каким глубоким уважением относился к народному учителю В. И. Ленин. Огромную заботу об учителе проявляют Коммунистическая партия и Советское правительство. Деятельность лучших учителей отмечена правительственными наградами, многие учителя — депутаты Верховного Совета СССР и местных Советов депутатов трудящихся. В нашей стране установлен всенародный праздник — День учителя.
На территории нашей Родины школы существуют давно — около двух тысяч лет: первые школы появились в Грузии в III в., затем в Армении в IV в. На Руси школы возникли в X в., когда киевский князь Владимир организовал обучение детей своих дружинников. Проходят века, дело просвещения совершенствуется: появляются «мастера грамоты» — профессиональные учителя, печатаются первые учебники, растет число школ. При Петре I появляются первые светские государственные школы — общеобразовательные и специальные.
Перед Великой Октябрьской социалистической революцией для дворянства существовали привилегированные учебные заведения — пажеский корпус, кадетские корпуса, институты благородных девиц. В распоряжении церкви были духовные академии и семинарии. Дети из имущих классов учились в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, отсюда открывался путь в университеты, политехнические, экономические и другие вузы. Для детей же трудящихся существовали лишь начальные школы, двухклассные начальные училища и, наконец, высшие начальные училища. Путь к полноценному образованию детям рабочих и крестьян фактически был закрыт. Уделом миллионов трудящихся оставались темнота и отсталость. Россия, как с горечью говорил об этом В. И. Ленин, была среди цивилизованных стран самой отсталой и ограбленной в отношении народного образования. Четыре пятых всех детей и подростков вовсе не учились, почти три четверти населения было неграмотным, а среди нерусских народов грамотные люди насчитывались единицами. Многие народы не имели своей письменности.
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила старую систему народного образования и создала новую, советскую школу. Это единая школа, где все ступени образования согласуются между собой: низшая ступень ведет к следующей, более высокой. Наша школа трудовая, политехническая: она готовит своих воспитанников к разносторонней трудовой деятельности. В отличие от капиталистической в советской школе нет «тупиков», которые мешали бы детям трудящихся получить полноценное образование. Двери нашей школы открыты всем детям независимо от пола, национальности, происхождения и имущественного положения. Ленинским декретом школа была отделена от церкви, и обучение в ней стало подлинно научным. Государство поставило перед советской школой задачу — воспитывать всесторонне развитых людей, с коммунистическими взглядами и убеждениями.
С первых дней Советской власти дело просвещения в нашей стране по поручению Коммунистической партии возглавили А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Много сил делу воспитания детей отдали крупные деятели партии и государства Ф. Э. Дзержинский и М. И. Калинин. Ярко раскрылся талант выдающегося педагога А. С. Макаренко.
Огромное внимание строительству советской школы уделял В. И. Ленин. Социалистическое государство всегда с исключительной щедростью выделяло средства на обучение и воспитание подрастающего поколения, даже в тяжелые, полные испытаний и лишений годы гражданской войны.
В октябре 1920 г. на III съезде РКСМ В. И. Ленин выступил с речью «Задачи союзов молодежи», которая стала программой воспитания и образования поколений молодых строителей коммунистического общества. Ленин призвал молодежь учиться, учиться коммунизму; он считал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». По ленинским заветам строится и работает наша советская школа.
В истории школы есть даты, которые справедливо считают вехами ее жизни. В 1930 г. XVI съезд партии решил ввести в Советской стране всеобщее обязательное начальное обучение детей и окончательно ликвидировать неграмотность среди взрослого населения. В городах и рабочих-поселках намечался семилетний всеобуч.
Школы создавались повсеместно — в обжитых местах и на окраинах, в высокогорных районах и за полярным кругом, в районах Крайнего Севера и на искусственных островах Каспия, в пути, на колесах — для детей железнодорожников. За четыре года (1930— 1934) задача, поставленная XVI съездом партии, была выполнена.
Начался переход ко всеобщему семилетнему образованию. В эту пору на нашу страну обрушилось фашистское нашествие. Но и в годы Великой Отечественной войны государство по-прежнему неустанно заботилось о народном образовании и отпускало большие средства на нужды советской школы. В осажденном Ленинграде, в прифронтовых районах, в городах и селах, только что освобожденных от врага,— везде работали школы. Открылись вечерние школы для тех подростков, которые работали на заводах, в колхозах и своим трудом помогали бить фашистов.
Окончилась война. Страна залечивала глубокие раны, нанесенные врагом. Среди множества дел партия и правительство постоянно заботились и о дальнейшем развитии культуры и просвещения. Строились новые школы, техникумы и вузы, росло число учащихся-старшеклассников и студентов. В 1958 г. государство сделало новый шаг в развитии всеобщего образования: ввело всеобщее восьмилетнее обязательное обучение.
«Советская школа должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Она должна вооружать учащихся прочными знаниями основ наук, формировать у них материалистическое мировоззрение и коммунистическую нравственность, готовить молодежь к жизни, сознательному выбору профессий» — так определены задачи школы в отчетном докладе Л. И. Брежнева на XXIII съезде КПСС. В директивах съезда предусмотрено в 1966—1970 гг. завершить в основном переход ко всеобщему среднему образованию подрастающего поколения.
Как выполнить эту грандиозную задачу, указано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
За последнее время резко шагнуло вперед современное производство. Для управления новой техникой, электронно-вычислительными машинами, сложнейшими автоматами предприятиям нужны высокообразованные, разносторонне развитые специалисты. Вот почему сегодня государство, народ предъявляют к вам, ребята, более высокие, чем прежде, требования.
Скоро ты окончишь школу и впервые в жизни перед тобой встанет вопрос: как быть дальше? Наша Советская Родина открывает перед тобой широкие возможности — пойди в институт или в техникум, становись специалистом любой отрасли народного хозяйства, культуры, искусства, пойди в профтехучилище, получи хорошую специальность, связанную с новой техникой.
Школа помогает вам выбрать путь в жизни. Учителя рассказывают вам о разных профессиях, о тех специальных учебных заведениях, которые открыты в стране. Может быть, благодаря этому некоторые из вас уже серьезно решили стать врачами или строителями, токарями или журналистами.
Из года в год советская школа совершенствует методы преподавания и воспитания, стремится дать своим питомцам более глубокие знания и вместе с тем подготовить к практической деятельности. Во многих школах уже сегодня широко практикуются киноуроки, учебные телепередачи, машины-репетиторы... Ничего подобного не было в школах еще несколько лет назад.
Как в первые годы Советской власти, так и сегодня исключительное внимание школе уделяет Коммунистическая партия. По решению ЦК КПСС большой коллектив крупных советских ученых и учителей провел важную работу и создал новые учебные программы, суть которых не в том, чтобы насытить память учащихся чрезмерным обилием фактов, а в том, чтобы учащиеся постигали основные законы развития материального мира, умели мыслить, добывать знания, применять их на практике.
Повышается теоретический уровень школьного курса математики, но вместе с тем школа стремится научить вас применять свои знания на практике. Всем известно, например, как широко вошла в нашу жизнь электроника: от быта до управления сложными технологическими процессами — такова зона ее действия. Поэтому сегодня школа на простейших моделях знакомит своих питомцев с принципами действия электронно-вычислительных машин. В свете современных научных воззрений рассматривается физика.
При изучении биологических наук перед учащимися раскрывается великое многообразие форм жизни — от фага и вируса до человека. Но и здесь обучение не ограничится только книжным усвоением знаний. Большое внимание будет уделяться работе на опытном участке, где каждый из вас сможет сам посадить растение, проследить за его развитием.
На уроках химии учащийся узнает множество веществ, созданных природой и синтезированных трудами химиков, научится сам получать их в лаборатории. Именно так понимал политехнизацию обучения В. И. Ленин. Он считал, что при изучении того или иного закона науки учащийся должен уже в школе знать, как применяется этот закон в производстве, должен сам суметь использовать его в жизни.
Один из любимых предметов школьников— география. Изучение ее становится более творческим. Знания, полученные на уроках, обогащаются, углубляются затем в походах по родной стране, в школьных краеведческих кружках.
Более конкретным становится изучение истории. Эти уроки научат вас правильно понимать ход и перспективы развития мира, научат, как сознательно участвовать в строительстве жизни по-коммунистически.
В курсе
литературы народов СССР и других народов нельзя охватить все ее богатство. Но
школа стремится учить так, чтобы школьник не «проходил» произведение, а думал
над теми общественными явлениями и нравственными принципами, которые там
трактуются, увлекался красотой образов.
На уроках литературы, в кружках художественной самодеятельности школа развивает у своих питомцев эстетические вкусы, умение отличать подлинную красоту от ложной красивости.
Советская школа заботится о том, чтобы ее воспитанники росли сильными, выносливыми, жизнерадостными. Эти качества воспитывает спорт. Поэтому в учебной программе немало места отводится урокам физкультуры.
Все активнее и сознательнее становится учебная познавательная деятельность школьника. Древо познания, посаженное в школе, будет расти и плодоносить всю жизнь. Образованный молодой человек представляет мир от строения мельчайших частиц вещества до метагалактик, ему понятны силы природы и закономерности, которым эти силы подчиняются, он понимает язык математических формул, графиков и диаграмм, на котором говорит наука и техника, знает историю человеческого общества, венцом которой является коммунизм, глубоко воспринимает и сам творит искусство. Духовное богатство сочетается в нем с красотой поступков.
В Советском Союзе около 49 млн. школьников. Почти столько людей живет в таком большом государстве, как Франция. Советская школа — гордость народа, ее питомцы — его надежда и будущее.