Зарубежные
туристы, приезжающие в нашу страну из государств капиталистического мира, часто
отмечают, что у себя дома они никогда не видели столько людей с книгой в руках.
В этом повседневном факте находит выражение небывалый рост культурного уровня
советского народа. Советский Союз занимает теперь первое место в мире по
количеству ежегодно издаваемых книг. Всеми видами обучения у нас охвачено
свыше 73 млн. человек — более трети всего населения (без учета детей
дошкольного возраста). Сорок народностей СССР, не имевших раньше своей
письменности, за годы Советской власти получили ее.
Если подсчитать общую численность населения таких развитых капиталистических стран, как Англия, Франция, Федеративная республика Германии и Италия, то она окажется примерно равной числу жителей нашей страны. А вот студентов в Советском Союзе в три с лишним раза больше, чем в этих странах, вместе взятых.
Государство, где власть принадлежит всем трудящимся, не жалеет средств на развитие образования. На обучение каждого школьника страна расходует из государственного бюджета более 100 руб. в год, учащегося техникума -450 руб., а студента вуза — 800—900 руб. Приобщение к знаниям, к вершинам культуры наиболее доступно в стране социализма (см стр. 297). Но за этой доступностью стоит огромная забота государства, чего нет ни в одной капиталистической стране.
Число массовых библиотек увеличилось у нас по сравнению с дореволюционным временем в 9 раз, а число клубов — в 640 раз (в 1968 г. в нашей стране было 130 тыс. клубов). Все это не только помогает усваивать культурные ценности, но и открывает людям труда широкую дорогу к творчеству, к развитию способностей, заложенных в каждом человеке. Как много людей самых различных профессий после окончания трудового дня идут в народный университет культуры, самодеятельный оркестр или театр, любительскую киностудию, научно-техническое общество или на собрание изобретателей! Человека привлекает возможность проявить себя не только в русле своей профессии, а широко, в гармоническом многообразии своих интересов и устремлений.
Все наши предприятия теперь работают с двумя выходными днями. Это дает еще больше возможностей учиться, уделять больше времени знакомству с искусством, литературой. Свободное время становится важным фактором в трудовой деятельности нашего общества, которому нужны на производстве не просто исполнители заранее заданных операций, а творческие, думающие люди, рабочие нового типа, рабочие-интеллигенты. Ведь делать добротно, надежно — это не все. Надо уметь делать еще и красиво! Не случайно рабочие московского завода «Фрезер» пишут в своем письме в газету «Известия»;
«Мы —
рабочие и крестьяне — хозяева своего государства. Все принадлежит нам. И мы
хотим, чтобы все сделанное руками советских людей было прекрасно: от
баллистической ракеты до мясорубки и чулок. Так будет по-хозяйски,
по-советски, по-коммунистически!»
Красота,
привлекающая нас в произведениях литературы, живописи, музыки,— это могучая
сила общественного воспитания человека. Не менее важна сила воздействия будничного
предметного мира, повседневной обстановки, которая окружает нас всюду: на
работе, дома, на улице. Ее особое значение в том, что она служит первоосновой в
понимании прекрасного. Под ее влиянием складывается фундамент духовной
культуры человека, здесь берет начало художественное развитие личности. Предметное
окружение воздействует на человека с первых лет его жизни, когда шедевры искусства
остаются еще недоступными пониманию. И тот, кто научился отличать и ценить
прекрасное в жизни, не останется глухим и равнодушным к искусству.
Вот
почему у нас так много делается для того, чтобы еще более красивыми стали наши
города и села, общественные здания и квартиры, заводские территории и бытовые
предметы, которыми мы пользуемся каждый день. Красота многогранна. Нет такой
отрасли человеческой деятельности — будь это труд умственный или физический,
ручной или автоматизированный,— где бы человек был безразличен к красоте.
В ходе
послереволюционного развития наша страна под руководством Коммунистической
партии решила сложнейшую задачу создания культуры, основанной на многообразии
национальных особенностей и фо.рм. Ведь в многонациональном государстве
капиталистического типа более слабые национальности подавляются
господствующей нацией. Там это приводит к единообразию культуры, к стиранию
национальных оттенков. В нашей стране, где нет господствующей нации,
национальные формы искусства и культуры расцветают, а основой их общности
служит социалистическое содержание.
Советскому
искусству в целом присуще правдивое отражение жизни, стремление пером
писателя,. кистью художника, резцом скульптора, техникой кино и телевидения
служить благородным целям сэциалистического и коммунистического строительства,
целям воспитания высоких моральных качеств нового человека, его идейной
убежденности. В этом видят деятели нашей культуры и искусства источник постоянного
творческого вдохновения.
Советское,
в самой своей основе партийное искусство всегда было боевым и революционным.
Именно благодаря этому оно совершило свои крупнейшие завоевания. Всегда для советских
деятелей культуры и искусства главным была коммунистическая убежденность,
защита партийных позиций, непримиримость к буржуазной идеологии. Наши
противники из лагеря капитализма пытаются расшатать идеологические основы советского общества,
любыми средствами затормозить процесс освобождения трудового человечества. В
этих условиях, подчеркнул апрельский (1968) Пленум ЦК КПСС, наступательная
активность особенно необходима для творчества наших художников. И они успешно
справляются с этой задачей.
Наша культура — культура высокого совершенства и высоких идей. Вместе с тем она близка и понятна народу, служит его интересам. И в этом залог ее дальнейшего расцвета.