Страна высочайшей культуры

 

Зарубежные туристы, приезжающие в нашу страну из государств капиталистического мира, часто отмечают, что у себя дома они никогда не видели столько людей с книгой в руках. В этом повседневном факте находит выражение небывалый рост культурного уровня советского народа. Советский Союз занимает теперь первое место в мире по количеству ежегодно издавае­мых книг. Всеми видами обучения у нас охвачено свыше 73 млн. человек — более трети всего населения (без учета детей дошкольного возраста). Сорок народностей СССР, не имев­ших раньше своей письменности, за годы Совет­ской власти получили ее.

Если подсчитать общую численность насе­ления таких развитых капиталистических стран, как Англия, Франция, Федеративная республика Германии и Италия, то она ока­жется примерно равной числу жителей нашей страны. А вот студентов в Советском Союзе в три с лишним раза больше, чем в этих стра­нах, вместе взятых.

Государство, где власть принадлежит всем трудящимся, не жалеет средств на развитие образования. На обучение каждого школьника страна расходует из государственного бюджета более 100 руб. в год, учащегося техникума -450 руб., а студента вуза — 800—900 руб. Приобщение к знаниям, к вершинам культуры наиболее доступно в стране социализма (см стр. 297). Но за этой доступностью стоит огром­ная забота государства, чего нет ни в одной капиталистической стране.

Число массовых библиотек увеличилось у нас по сравнению с дореволюционным време­нем в 9 раз, а число клубов — в 640 раз (в 1968 г. в нашей стране было 130 тыс. клубов). Все это не только помогает усваивать культурные ценности, но и открывает людям труда широ­кую дорогу к творчеству, к развитию способ­ностей, заложенных в каждом человеке. Как много людей самых различных профессий после окончания трудового дня идут в народный уни­верситет культуры, самодеятельный оркестр или театр, любительскую киностудию, научно-техническое общество или на собрание изобре­тателей! Человека привлекает возможность про­явить себя не только в русле своей профессии, а широко, в гармоническом многообразии своих интересов и устремлений.

Все наши предприятия теперь работают с двумя выходными днями. Это дает еще боль­ше возможностей учиться, уделять больше времени знакомству с искусством, литературой. Свободное время становится важным фактором в трудовой деятельности нашего общества, ко­торому нужны на производстве не просто ис­полнители заранее заданных операций, а твор­ческие, думающие люди, рабочие нового типа, рабочие-интеллигенты. Ведь делать добротно, надежно — это не все. Надо уметь делать еще и красиво! Не случайно рабочие московского завода «Фрезер» пишут в своем письме в газету «Известия»;

«Мы — рабочие и крестьяне — хозяева своего государства. Все принадлежит нам. И мы хотим, чтобы все сделанное руками советских людей было прекрасно: от баллистической раке­ты до мясорубки и чулок. Так будет по-хозяй­ски, по-советски, по-коммунистически!»

Красота, привлекающая нас в произведе­ниях литературы, живописи, музыки,— это могучая сила общественного воспитания чело­века. Не менее важна сила воздействия буд­ничного предметного мира, повседневной обста­новки, которая окружает нас всюду: на работе, дома, на улице. Ее особое значение в том, что она служит первоосновой в понимании прекрас­ного. Под ее влиянием складывается фундамент духовной культуры человека, здесь берет на­чало художественное развитие личности. Пред­метное окружение воздействует на человека с первых лет его жизни, когда шедевры искус­ства остаются еще недоступными пониманию. И тот, кто научился отличать и ценить прекрас­ное в жизни, не останется глухим и равнодуш­ным к искусству.

Вот почему у нас так много делается для того, чтобы еще более красивыми стали наши города и села, общественные здания и кварти­ры, заводские территории и бытовые предметы, которыми мы пользуемся каждый день. Красота многогранна. Нет такой отрасли человеческой деятельности — будь это труд умственный или физический, ручной или автоматизирован­ный,— где бы человек был безразличен к кра­соте.

В ходе послереволюционного развития наша страна под руководством Коммунистической партии решила сложнейшую задачу создания культуры, основанной на многообразии на­циональных особенностей и фо.рм. Ведь в мно­гонациональном государстве капиталистическо­го типа более слабые национальности по­давляются господствующей нацией. Там это приводит к единообразию культуры, к стира­нию национальных оттенков. В нашей стране, где нет господствующей нации, национальные формы искусства и культуры расцветают, а ос­новой их общности служит социалистическое содержание.

Советскому искусству в целом присуще правдивое отражение жизни, стремление пером писателя,. кистью художника, резцом скульп­тора, техникой кино и телевидения служить благородным целям сэциалистического и ком­мунистического строительства, целям воспита­ния высоких моральных качеств нового чело­века, его идейной убежденности. В этом видят деятели нашей культуры и искусства источник постоянного творческого вдохновения.

Советское, в самой своей основе партийное искусство всегда было боевым и революцион­ным. Именно благодаря этому оно совершило свои крупнейшие завоевания. Всегда для со­ветских деятелей культуры и искусства глав­ным была коммунистическая убежденность, защита партийных позиций, непримиримость к буржуазной идеологии. Наши противники из лагеря капитализма пытаются расшатать идеологические основы советского общества, любы­ми средствами затормозить процесс освобож­дения трудового человечества. В этих услови­ях, подчеркнул апрельский (1968) Пленум ЦК КПСС, наступательная активность особен­но необходима для творчества наших художников.   И   они   успешно   справляются   с   этой задачей.

Наша культура — культура высокого со­вершенства и высоких идей. Вместе с тем она близка и понятна народу, служит его интере­сам. И в этом залог ее дальнейшего расцвета.