Для
быстрейшего построения материально-технической базы коммунизма важнейшее значение
имеет правильное размещение производительных сил: заводов, комбинатов, электростанций,
рудников... Выбрать район для нового предприятия — весьма сложная задача. Ведь
строится оно на десятилетия, его не перенесешь на другое место. Поэтому выбор
места для новостройки дрлжен быть правильным, научно обоснованным. Необходимо
предварительно выяснить, насколько близок будущий завод к источникам с~ырья и
районам потребления продукции, будет ли он обеспечен кадрами специалистов,
топливом и электроэнергией... Вот почему в западных районах страны, где много
высококвалифицированных рабочих и специалистов всех отраслей промышленности и
где ощущается
недостаток топлива, развиваются преимущественно такие трудоемкие отрасли
промышленности, как машиностроительная, электротехническая, электронная,
текстильная, трикотажная, пищевая и др.
За годы Советской власти производительные силы нашей страны значительно продвинулись на Восток. Здесь создана новая угольно-металлургическая база, построены десятки и сотни современных предприятий важнейших отраслей промышленности. Среди них такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, «Уралмаш» и многие другие. На Востоке проложены вторые пути Транссибирской магистрали, новые железные дороги, освоен Северный морской путь, построены порты на этом пути, возникли десятки новых городов и промышленных центров.
Возьмем, например, черную металлургию. В производстве стали доля восточных районов в 1940 г. составляла 32,1%, а в 1964 г.— 41,8%.
Большие сдвиги произошли в размещении топливной промышленности. Районы Урала и Поволжья теперь наиболее крупные поставщики нефти. В послевоенный период Башкирская АССР добывает больше нефти, чем район Баку. Такое же положение и в Татарской АССР. В связи с этим удельный вес восточных районов в добыче нефти возрос с 11,5% в 1940г. до 27,9% в 1964 г.
Резко изменилась география добычи угля. Появились крупнейшие угольные бассейны Кузнецкий, Кйзеловский, Карагандинский, Печорский и др.
Большие изменения произошли в размещении предприятий машиностроения, химии, промышленности строительных материалов, лесной промышленности, отраслей, производящих товары народного потребления.
Наиболее выгодное размещение производства, т. е. приближение промышленности к источникам сырья и районам потребления продукции, снижает затраты на выпуск продукции и ее транспортировку, дает стране больше дешевых товаров.
Большинство важнейших новостроек 1966 — 1970 гг. будет сосредоточено к востоку от Урала. И это не случайно. Многие годы до революции из Сибири вывозились только пушнина и золото, а другие ее богатства оставались нетронутыми. Впрочем, из-за отсутствия железных дорог вывозить оттуда уголь и лес было немыслимо. Мало что изменилось и после того, как в начале XX в. через южную окраину Сибири проложили одноколейную железную дорогу.
Только при Советской власти расправил плечи седой Урал, ожила Сибирь и другие восточные районы. Здесь обнаружены богатейшие месторождения угля, нефти, природного газа и других полезных ископаемых. Многие месторождения угля можно разрабатывать открытым способом. Это дешевле и легче.
Бурные реки Сибири и Дальнего Востока -превосходные места для строительства крупнейших гидроэлектростанций, таких, как Братская и Красноярская ГЭС.
А что нужно для развития предприятий тяжелой индустрии? В первую очередь дешевая электроэнергия и сырье. Вот почему на Востоке идет широкое строительство предприятий цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
В восточных районах более быстрыми темпами, чем в среднем по всей стране, развертывается жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство.
В ближайшие годы новые предприятия будут строиться главным образом в средних и небольших городах. Благодаря этому размещение промышленности станет более равномерным.
Большое значение имеет дальнейшее улучшение хозяйственных связей между восточными и западными районами нашей Родины. Поэтому в пятилетнем плане (1966—1970) намечено усиление пропускной способности действующих транспортных магистралей, строительство новых железнодорожных линий, соединяющих районы Средней Азии с европейской частью СССР. Строятся также новые системы газопроводов: Средняя Азия — Центр, Западная Сибирь — европейская часть СССР.