Прочные деловые связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием немыслимы без широкой сети железных дорог. Четкое выполнение народнохозяйственных планов, управление сложным и многогранным хозяйством нашей страны в значительной мере зависят от хорошо налаженной работы транспорта и связи.
В старой
России для перевозок пассажиров и грузов использовались в основном железные
дороги и водные пути (воздушного и автомобильного транспорта по сути дела совсем не было). Да и
сконцентрированы железные дороги были по преимуществу в европейской части
страны. На Урале, в Средней Азии и Сибири дорог было очень мало. Все недостатки
транспорта дореволюционной России обнаружились в годы первой мировой войны,
когда он не смог обеспечить бесперебойное снабжение фронта необходимыми перевозками.
За годы Советской власти была проделана поистине гигантская работа по широкому развитию и техническому перевооружению транспорта.
Новые железнодорожные и автомобильные магистрали, воздушные пути, трубопроводы позволили вовлечь в активную хозяйственную жизнь .огромные территории, способствовали росту благосостояния всех народов нашей Родины, расцвету национальной культуры.
Железнодорожный транспорт является ведущим в нашей стране. Только за 1967 г. наши пассажирские поезда перевезли около 2,6 млрд. человек, иными словами, каждый гражданин СССР в 1967 г. в среднем 10 раз пользовался услугами железных дорог.
Из конца в конец пересекли нашу Родину стальные артерии железных дорог. Их общая длина превышает сейчас 130 тыс. км.
Только за годы Советской власти построено более 60 тыс. км новых магистралей. Этой стальной лентой можно почти полтора раза опоясать земной шар по экватору. Грузооборот нашего железнодорожного транспорта в 1967 г. был равен грузообороту железных дорог всех капиталистических стран, вместе взятых, и составлял 2160 мдрд. т/км.
В 1926 г. на коротком участке Баку—Сураханы была построена первая электрифицированная железная дорога. В 1968 г. протяженность дорог, переведенных на электровозную и тепловозную тягу, превысила 100 тыс. км. Если в 1940 р. электровозы и тепловозы перевезли только 2,2% всех железнодорожных грузов, то в 1958 г.— уже 26,4%, а в начале 1968 г.— больше 94%.
Новые электропоезда развивают огромную скорость — 120 —130 км в час, т. е. в 2,5 — 3 раза больше средней скорости движения пассажирских поездов еще в недалеком прошлом. Эти цифры — веское доказательство быстрого прогресса нашего железнодорожного транспорта. В текущей пятилетке по железнодорожным магистралям пойдут мощные электровозы на полупроводниковых выпрямителях и тепловозы с экономичными передачами, дизельными поездами и вагонами еще большей грузоподъемности и вместимости.
Быстро развивается морской, трубопроводный и автомобильный транспорт.
Морской транспорт — самый дешевый вид транспорта. По количеству перевозимых грузов он занимает второе место после железнодорожного. В 1967 г. морские суда нашей страны перевезли в 26 раз больше грузов и в 9 раз больше пассажиров (34 млн. человек), чем до революции.
Трубопроводный транспорт — это сравнительно молодой вид транспорта, получивший широкое развитие у нас за годы Советской власти. По трубопроводам транспортируется сейчас примерно 85% всей добываемой в стране нефти. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на начало 1967 г. составляла 30 тыс. км, что в 27 раз больше, чем в 1913 г.
В 1964 г. введен в эксплуатацию самый большой в мире по протяженности нефтепровод «Дружба», который снабжает нефтью ряд стран социалистического лагеря.
В послевоенные годы в нашей стране создан магистральный газопроводный транспорт, который снабжает промышленные центры и население городов голубым топливом. Общая протяженность газопроводов на начало 1967 г. составляла 47,4 тыс. км.
Транспортировка нефти и газа по трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем по железной дороге.
Прочно вошел в жизнь советского народа воздушный транспорт. Наши стальные птицы перевозят десятки миллионов пассажиров, доставляют почту и грузы во все уголки необъятного Советского Союза. Протяженность голубых дорог Аэрофлота превысила полмиллиона километров.
Самолеты и вертолеты специального применения ведут борьбу с вредителями полей, охраняют леса от пожаров и вредителей, широко используются для разведки полезных ископаемых и т. д.
В 1933 г., когда наша страна впервые отметила День Воздушного Флота, советская гражданская авиация перевезла примерно 43 тыс. пассажиров.
Теперь за сутки самолеты Аэрофлота принимают к себе на борт 300 тыс. человек.
Воздушный транспорт становится одним из главных видов пассажирского сообщения в нашей стране, а на расстояниях, превышающих 1500 км,— основным.
Самолеты, созданные всемирно известными советскими конструкторами, с каждым годом летают все выше, дальше, быстрее, увеличивают грузоподъемность. На магистралях протяженностью более 5 тыс. км летают турбовинтовые самолеты ТУ-114, которые рассчитаны на перевозку 170 человек. В 1966 г. на воздушные трассы вышел турбореактивный самолет ИЛ-62, способный принять на борт 186 человек.
Всему миру известен самолет АН-22 — знаменитый «Антей». Он поднимает в воздух до 80 т грузов и может одновременно перевезти 12 экскаваторов на шасси трактора «Беларусь». На нем транспортируются мостовые краны, катера, небольшие речные суда. Создается пассажирский вариант «Антея» на 720 мест.
Сейчас в СССР испытывается сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. Другая машина — ТУ-154 — призвана заменить хорошо всем знакомые ИЛ-18, ТУ-104, АН-10. Первый вариант ТУ-154 рассчитан на 156, второй — на 220—240 пассажиров.
Современные советские самолеты дают возможность человеку, вылетевшему утром с Камчатки, вечером того же дня слушать оперу в Большом театре в Москве.
Для перевозки пассажиров и грузов широко используются вертолеты, которые могут подниматься в воздух с очень небольших площадок. Их используют, например, для перевозки грузов на стройках, расположенных вдалеке от населенных пунктов,— в тайге, в горах и пустынях. Советские конструкторы создали вертолет-гигант МИ-10, который называют «летающим краном». Этот вертолет может поднять в воздух 12 т грузов и развить скорость в 2— 3 раза большую, чем электропоезд. Для транспортировки грузов к вертолету крепится специальная платформа, на которой можно легко уместить пассажирский автобус или многотонный грузовик, бульдозер и даже одноквартирный жилой дом.
Жизнь современного человека уже трудно представить без телефона и других средств связи. Уже применяется видеотелефон: с его помощью мы не только слышим своего далекого собеседника, но и видим его.
Великим завоеванием науки и техники является радио и телевидение. Многие миллионы советских людей слушают и смотрят теперь передачи из Москвы. Чтобы увеличить дальность телепередач и получить более четкое рельефное изображение на экранах телевизоров, в Москве построена башня Останкинского телецентра —уникальнейшее сооружение, имеющее высоту 533 м. Это самое высокое сооружение на нашей планете.
Советское радио и телевидение уверенно расширяют свой диапазон. Наши космонавты, совершая полеты вокруг Земли, постоянно поддерживали связь как с космодромом, так и с Москвой, а наши спутники Луны и автоматическая станция, совершившая на ней мягкую посадку, передали на Землю четкие снимки лунной поверхности.