Великая
Октябрьская
социалистическая
революция
открыла
эпоху
коренных
перемен и обновления
не только в
политике и
экономике, но
и в области
духовной.
Вместе с
новым общественным
строем
рождалась
новая, социлистическая
культура.
В трудных
условиях
гражданской
войны в стране,
осажденной
врагами и
зажатой в тисках
жесточайшей
хозяйственной
разрухи, началась
невиданная в
прошлом
работа по подъему
культуры
рабочих и
крестьян. Вот
как писал об
этом
прогрессивный
американский
писатель-публицист
Альберт Рис
Вильямc,
свидетель и
участник
октябрьских
событий в
России: «Повсюду
открылись
школы — во
дворцах и казармах,
на заводах и
фабриках... В
эти школы устремились
миллионы
детей и даже
некоторые
сорока-или
шестидесятилетние
люди. Целая
страна принялась
учиться
читать и
писать.
Рядом с
революционными
прокламациями
и оперными
афишами на
стенах и
заборах появились
листовки с
описанием
жизни великих
людей,
плакаты о
здоровье,
искусстве и
науке. Перед
народными
массами
распахнулись
ранее
закрытые для
них двери в храм
культуры.
Крестьяне и
рабочие
заполнили
музеи и картинные
галереи».
В старой
России
благами
культуры
пользовались
эксплуататорские
классы. У них
был досуг, в
их
распоряжении
находились и
культурные
ценности:
книги,
картины,
музыкальные
произведения.
Рабочие и
крестьяне, в
массе своей
неграмотные,
задавленные
бременем нужды
и
изнурительного
труда, не
могли пользоваться
достижениями
науки и искусства,
читать книги,
слушать
музыку, смотреть
картины.
«Нас
мучила жажда
чтения,—
вспоминает о
своих
школьных
годах,
прошедших до
революции,
старый
учитель З.Т.Трифонов,— а
книг в школе
не было, мы с
жадностью
набрасывались
на случайно
попадавшиеся
нам книги,
собирая их по
деревням».
В.И.Ленин
писал
незадолго до
революции,
что Толстой-художник
известен
ничтожному
меньшинству
даже в
России. То же
можно было
сказать и о
других
русских
писателях,
художниках,
музыкантах.
В первые
дни
Октябрьской
революции реакционная
газета
«Русские
ведомости»
вещала: «Родина
наша гибнет,
гибнут
религия,
мораль, наука,
искусство и
все прочие
культурные ценности
духа
человеческого».
О «гибели
культуры» в
России
вопили и
реакционные
зарубежные
газеты. Но жизнь
неопровержимо
доказала, что
революция
уничтожает
не культуру,
а пропасть,
разделявшую
культуру и
народ.
Пролетарское
государство
национализировало
важнейшие
художественно-исторические
ценности и
очаги
культуры,
сделав их общенародным
достоянием.
Так, уже в
первые месяцы
революции
были
объявлены
собственностью
государства
Третьяковская
галерея, Останкинский
дворец графа
Шереметева в
Москве, Эрмитаж
в Петрограде,
консерватории
обеих столиц
и т. д.
Необходимость
создать
библиотеки
для народа
побудила
Советскую власть
национализировать
крупные
частные
книжные фонды,
за
исключением
библиотек
ученых и деятелей
литературы и
искусства.
Эти фонды были
переданы в
общественные
библиотеки.
Уже в
годы
гражданской
войны
Советское государство
открывало
новые музеи,
библиотеки,
клубы. Перед
революцией в
Москве было всего
16 массовых
библиотек, а
после революции
в голодном и
холодном 1920 г.
здесь действовало
уже 119 таких
библиотек.
Несмотря на свою
крайнюю
бедность,
государство
выделяло
большие
средства на
культурные
нужды:
бесплатно
распределяло
среди
трудящихся
газеты и книги,
отменило
плату за
обучение во
всех учебных
заведениях,
за посещение
музеев и театров.
Грамотность
— вот основа
культуры. Без
нее нельзя
было думать о
приобщении
рабочих и крестьян
к
достижениям
науки и
искусства. Грамотность
нужна была
трудящимся
для сознательного
и активного
участия в
управлении
страной. Ведь
безграмотный
человек, по
словам В.И.Ленина,
стоит вне
политики. Ко
времени революции
Россия была
страной
вопиющей
безграмотности.
В
Центральной
России три
четверти
населения
было
неграмотным.
В Средней
Азии и Казахстане
умели читать
и писать не
более 2%
населения.
Десятки
народностей
России не имели
своей
письменности.
В 1919 г. Совет
Народных
Комиссаров
обнародовал
декрет о
ликвидации
неграмотности.
Все граждане
в возрасте от
8 до 50 лет, не умеющие
читать и
писать,
должны были
обучиться грамоте
на родном или
русском
языке, по желанию.
Через
полтора года
была создана
Всероссийская
чрезвычайная
комиссия по
ликвидации
безграмотности.
Коммунистическая
партия
прилагала
все усилия,
чтобы
покончить с
массовой
неграмотностью
населения.
Рабочие,
крестьяне и
сами
сознавали
необходимость
овладения
грамотой. В
стране был
очень
популярен в
те годы
лозунг: «Ты
расправился
с царем, так
расправься с
букварем». По
инициативе
трудящихся в
1923 г. было создано
добровольное
общество
«Долой неграмотность»,
его
председателем
стал М.И.Калинин.
После
напряженного
трудового
дня миллионы
людей шли в
школы,
садились за
парты и, водя
пальцем по строкам
первых
советских
букварей,
читали по
складам: «Мы
не рабы. Рабы
не мы».
Борьба за
всеобщую
грамотность
и подъем культурного
уровня
населения
неразрывно была
связана с
развитием
школьного
образования, с
обучением
подрастающего
поколения.
Здесь
также
предстояла
грандиозная работа.
Ведь в дореволюционной
России
большая
часть детей и
подростков
не училась в
школе.
Сразу же
после
революции
везде начали
открываться
новые школы.
Миллионы детей
рабочих и
крестьян
взяли в руки
книги.
Советское
государство
создавало
совершенно
новую, единую
трудовую
школу,
призванную
формировать
грамотного и
сознательного
строителя
коммунистического
общества.
В
царской
России
преподавание
в школах
национальных
районов
велось на
русском языке. После
революции
здесь было
введено преподавание
на родном
языке.
Благодаря
этому школа стала
доступна для
многих
миллионов
детей,
которые
могли
учиться на
своем родном
языке. Для
народностей,
не имевших
собственной
письменности,
советские
ученые со временем
создали
алфавит.
До
революции в
школах
обязательно
изучались
основы
религии — так
называемый
«закон божий».
В январе 1918
г. В.И.Ленин
подписал декрет
«Об отделении
церкви от
государства
и школы от
церкви». Этим
самым
отменялось преподавание
основ
религии.
Школьное образование
освобождалось
от влияния
церковников.
Теперь оно
основывалось
на научном,
материалистическом
мировоззрении.
К
середине 30-х
гг. в СССР
было осуществлено
всеобщее
начальное
обучение. В
предвоенные
годы почти
всеобщим
стало
неполное среднее
(семилетнее)
образование.
К тому времени
в основном
была
достигнута и
всеобщая
грамотность
населения.
В
дальнейшем
вместе с
экономическими
и
политическими
успехами
социализма
непрерывно
повышался
культурный и
образовательный
уровень
советских
людей. В
1939 г. из 1000
человек,
занятых в
народном
хозяйстве
нашей страны,
высшее и
среднее
образование
(полное и
неполное)
имели 123
человека, а в 1967
г. число лиц с
таким
образованием
доходило до 564.
Старая
интеллигенция
в
большинстве
своем
враждебно
встретила
Октябрьскую
революцию. В
первые дни
революции в
Москве забастовали
банковские
служащие, не
вышли на работу
врачи во
многих
больницах. Не
раз отказывались
проводить
занятия
преподаватели
гимназий и
высшей школы,
чиновники
бывшего министерства
иностранных
дел
уничтожали дипломатические
документы.
Коммунистическая
партия,
следуя
ленинским
указаниям,
терпеливо
убеждала
интеллигенцию
работать с
народом.
Привлечь
старую
интеллигенцию
на службу
революции
очень
помогли ее
наиболее
сознательные
и передовые
представители:
естествоиспытатель
К.А.Тимирязев,
физиолог И.П.Павлов,
кораблестроитель
А.Н.Крылов,
химик А.Н.Бах,
математик О.Ю.Шмидт,
геолог И.М.Губкин,
химик Н.Д.Зелинский,
основоположник
теории
межпланетных
сообщений
К.Э.Циолковский,
преобразователь
природы И.В.Мичурин
и другие.
Сразу «приняв
революцию»,
они показали
пример
честного и мужественного
служения
народу.
Великий
дарвинист
К.А.Тимирязев
своей
решительной
защитой
революции
заслужил
всеобщую
любовь и
уважение
народа.
Рабочие вагонных
мастерских
Московско-Курской
железной
дороги
избрали его
депутатом
Моссовета. В.И.Ленин,
прочитав книгу
Тимирязева
«Наука и
демократия»,
писал автору:
«Дорогой
Климентий
Аркадьевич!
Большое спасибо
Вам за Вашу
книгу и
добрые слова.
Я был прямо в
восторге,
читая Ваши
замечания
против
буржуазии и
за Советскую
власть.
Крепко,
крепко жму
Вашу руку и
от всей души
желаю Вам
здоровья,
здоровья и
здоровья!
Ваш В.Ульянов
(Ленин)».
Владимир
Маяковский,
вспоминая 1917 г.,
говорил:
«Выбирать —
для меня
такого вопроса
не было. Моя
революция».
Всем жаром
сердца
приветствовал
Октябрь
Александр
Блок. Без
колебаний
стал глашатаем
революции
Валерий
Брюсов. В
сложные годы
борьбы за
интеллигенцию
неоценимо
велика была
роль A.М.Горького,
который стал
настоящим полномочным
представителем Советской власти
среди
интеллигенции.
В тяжелые
годы
гражданской
войны Советское
государство
заботилось
об ученых. В
голодном и
холодном 1921
году Совет
Народных Комиссаров
принял
постановление
«Об условиях,
обеспечивающих
научную
работу академика
И.П.Павлова и
его
сотрудников».
2 мая 1920 г.
Москва
чествовала
великую
русскую актрису
М.Н.Ермолову.
Ей аплодировал
присутствовавший
на торжестве B.И.Ленин.
В тот
торжественный
день М.Н.Ермолова
стала первой
народной
артисткой
республики.
Выдающиеся
певцы Л.В.Собинов,
А.В.Нежданова,
музыкальные
деятели А.Б.Гольденвейзер,
К.Н.Игумнов и
другие
мастера
искусства с
первых дней
революции
стали
помогать
развитию
художественной
культуры в
первой
стране
социализма.
Постепенно
основная
масса старой
интеллигенции
стала по
своим
убеждениям и
политическим
устремлениям
советской,
социалистической.
Но для
пролетарского
государства
недостаточно
было
привлечь на
свою сторону
старую
интеллигенцию,
необходимо
было вырастить
многочисленную
новую
интеллигенцию
из рабочих и
крестьян. К
решению этой
задачи культурной
революции
Советская
власть приступила
с первых же
дней своего
существования.
Вскоре
после победы
Октябрьской
революции рабочие
Путиловского
завода
решили организовать
художественную
студию для
своих детей.
Но в органах
народного
образована предложили
пока с этим
повременить.
Когда делегаты
путиловцев
при встрече с
В.И.Лениным
рассказали
ему об этом,
Владимир Ильич,
обращаясь к
присутствующим,
сказал: «Вы слышите,
что
путиловцы
хотят? Они
хотят создать
свою
трудовую
интеллигенцию,
а им говорят:
«Подождите
годик!»
Никаких
промедлений,
студию надо
организовать!»
Большую
роль в
пролетаризации
высшей школы
и подготовке
кадров
народной
интеллигенции
сыграли
рабфаки
(рабочие
факультеты).
Это были
специальные
учебные
заведения, в которых
рабочие и
крестьяне в
сокращенные сроки
получали
среднее
образование,
а затем поступали
в вузы.
Аудитории
высших учебных
заведений,
консерваторий,
музыкальных и
художественных
школ все
более
заполняли рабочие
и крестьяне.
В 1926 г. у нас
было только
немногим более
двух с
половиной
миллионов
работников умственного
труда, а к
началу 1968 г. армия
советской
интеллигенции
насчитывала
в своих рядах
уже свыше 27
млн. В 1913 г. в России
было
немногим
более 10 тыс.
научных работников.
К 50-летию
Советской
власти число их
увеличилось
в 70 раз.
Примечательно,
что половину
специалистов
с высшим
образованием
в СССР в 1967 г.
составляли
женщины, а среди
научных
работников
было 40% женщин:
За годы
Советской
власти в
поразительно
короткие
сроки была
создана своя
интеллигенция
в среде ранее
отсталых
нерусских
народов. Ныне
во всех
республиках
работают
многочисленные
национальные
отряды
советской интеллигенции.
За годы
Советской
власти в
нашей стране
расцвели
наука и
искусство.
Советская наука
открыла
целую эпоху в
развитии
мировой цивилизации.
Советские
люди первыми
начали осваивать
космос.
Советская
литература и
искусство,
опирающиеся
на
бессмертное
классическое
наследие, положили
начало социалистической
художественной
культуре
человечества.
Советская
культура
глубоко
интернациональна
по своей
природе, ей
чужда
национальная
ограниченность.
Она едина по
своему социалистическому
содержанию и
многокрасочна
по
национальной
форме. Каждая
социалистическая
нация в своем
культурном
развитии
опирается не
только на
свои
достижения,
но и на
достижения
всех
остальных
наций.
Братское
творческое
сотрудничество
народов СССР
в культурном
строительстве
взаимно
обогащает их
и ведет к
дальнейшему
культурному сближению.
Осуществив
культурную
революцию,
СССР проложил
путь
социалистического
преобразования
духовной
жизни для
всех народов
мира.