Планета удивлялась

 

Советский Союз — страна са­мого передового в мире обще­ственно-политического строя — постоянно демонстрировала всей планете образцы научно-технической мощи. Первый в мире, величайший, крупней­ший — как часто звучали эти слова, когда речь шла о свершениях советской науки.

Первая в мире атом­ная электростанция и первый в мире атомный ледокол были созданы в нашей стране. Это было в 50-х годах. А в середине 60-х годов наши уче­ные и инженеры на полуострове Мангышлак на берегу Каспийского моря развернули строи­тельство атомной установки для опреснения соленой воды. Она тоже будет первой в мире. Первое в мире подводное кругосветное плава­ние совершили советские атомоходы. Они про­шли огромный путь — 40 тыс. км.

 

Первая в мире атомная электростанция с реактором АМ-1 (Атом мирный) мощностью 5 МВт дала промышленный ток 27 июня 1954 г. и открыла дорогу использованию атомной энергии в мирных целях, успешно проработав почти 48 лет.

Конец 1949 года. В ЛИП АН СССР под руководством И. Курчатова и в НИИХИММАШе под руководством Н. Доллежаля выполнены первые разработки "агрегата АМ" (Атом Мирный). Так начиналось создание Первой АЭС и стендов-прототипов энергетических установок атомных подводных лодок.

 

Реакторный зал Первой АЭС.

Постановление Совета Министров от 16 мая 1950 г. определило строительство трех опытных реакторов (уран-графитового с водяным охлаждением, уран-графитового с газовым охлаждением и уран-бериллиевого с газовым или жидкометаллическим охлаждением). По первоначальному замыслу все они поочередно должны были работать на единую паровую турбину и генератор мощностью 5000 кВт.

Атомное ледокольное судно «Ленин» - первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Решение о строительстве судна было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года.

Внешний вид токамака Т-10 Института атомной энергии им. И.В. Курчатова.

В мае 1951 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совмина СССР об организации работ по управляемому термоядерному синтезу.  Осознание практической неисчерпаемости ресурсов термоядерного топлива обусловили громадный энтузиазм исследователей этой проблемы.

 

Вблизи города Серпухова закончено соору­жение величайшего современного ускорителя ядерных частиц — протонов. Гигантская энер­гия, которую будут приобретать в нем протоны, позволит физикам получать все известные эле­ментарные частицы и античастицы и с большой точностью изучать их взаимодействия. Наша страна много лет также была среди лидеров разработки и строительства ускорителей и, соответственно, в физике высоких энергий.

Так, в частности, были в свое время «мировыми рекордсменами» по энергии ускоренных протонов и по своим размерам построенный в 1956 году синхрофазотрон в Дубне (энергия 10 ГэВ, длина орбиты частиц около 200 метров, вес кольцевого электромагнита 40 тысяч тонн), а затем — построенный в 1967 году синхротрон в городе Протвино близ Серпухова (энергия 76 ГэВ, длина орбиты полтора километра, вес электромагнита 22 тысячи тонн). С помощью этих машин был получен целый ряд фундаментальных результатов и сделано несколько открытий.

Величайший в мире самолет — тоже детище советских ученых и конструкторов. Это «Ан­тей», небесный исполин, который без остановок может доставить 90 то груза или 720 пасса­жиров на расстояние 5 тыс. км. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144  также создан в СССР.

Первым в истории техники стал опыт авто­матического управления большим производст­вом на расстоянии. В 1966 г. плавку стали на заводе в Днепродзержинске провела вычисли­тельная машина, находившаяся в Киеве! Сведения о ходе плавки и указания электронного сталевара давались по телефонным проводам, без участия человека. Быть может, в этом опыте прорисовывается будущее многих заводов, ко­торые для точного управления ходом техноло­гических процессов будут использовать услуги крупного центра, оснащенного универсаль­ными вычислительными машинами. Один «моз­говой центр» станет направлять работу сразу нескольких предприятий. Исключительная бы­строта машинной переработки поступающих данных делает такую возможность вполне реальной.

Машины, перерабатывающие всевозможные сведения, говоря точнее информацию, вызовут революционные перемены в характере самих научных исследований. Можно представить се­бе, например, биологическую лабораторию не­далекого будущего. Ученые наблюдают микро­скопические детали живой клетки на огромном экране, а количественную обработку данных ведут автоматы. Такую картину нельзя назвать фантастической. На берегу Оки, в новом науч­ном центре Академии наук СССР Пущине, уже работает первая в мире станция машинного анализа микроскопических объектов. Автомат считает их, определяет форму и размеры. За одну минуту автомат выполняет месячную ра­боту лаборанта. Вот почему появление таких устройств открывает в биологии новые гори­зонты.

 

А вот еще одно первое и единственное в ми­ре научное учреждение. Это Институт интро­скопии в Москве. Слово «интроскоп», так на­поминающее слово «микроскоп», означает «при­бор для внутривидения», или «прибор для ви­дения через непрозрачные тела». Да, такие приборы уже есть, они как бы переносят чело­веческое зрение внутрь куска металла или другого тела, сквозь которое свет не проходит.

Средоточие выдающихся свершений нашей науки — целое созвездие искусственных спут­ников Земли, автоматических станций и косми­ческих кораблей.

 

 

4 октября 1957 г. наша стра­на открыла новую, космическую эру в истории человечества. В этот день был запущен пер­вый искусственный спутник Земли. Это был шар диаметром полметра с антеннами 2.4м и 2.9 м, весом около 84 кг. СП-1 продержался на орбите 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли. Его 2 радиопередатчика работали в течение двух недель с момента запуска и передавали в радиоэфир незамысловатый прерывистый сигнал «бип-бип-бип». Нельзя недооценивать значимость события, ведь этот день считается днём освоения человечеством космоса.

 

 

 

12 апреля 1961 г.—снова эпохальное достижение. Впер­вые в космосе побывал человек. Фотографиро­вание обратной стороны Луны, прямая телеви­зионная передача лунного ландшафта на Землю после мягкой посадки автоматической станции, запуск искусственных спутников Луны, груп­повые полеты наших космонавтов, выход чело­века в открытый космос, мягкая посадка на планету Венера, автоматическая стыковка двух спутников в космосе, а затем выдающий­ся научно-технический эксперимент: взаимный поиск во время орбитального полета, много­кратное маневрирование, причаливание и руч­ная стыковка кораблей «Союз», первый в исто­рии космоплавания переход через космическое пространство из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4», совершенный мужественными лет­чиками-космонавтами А. С. Елисеевым и Е. В. Хруновым, — и все это всего лишь за десять лет!

 

 

«Теперь уже никто не сомневается,— гово­рит президент Академии наук СССР академик М. В. Келдыш,— что человек сможет достиг­нуть других миров. Это позволит не только радикально умножить богатство наших зна­ний о вселенной, но даст возможность исполь­зовать сокровища других миров для улучшения жизни на Земле».

 

 

 

 

Уже тогда космические аппараты верно служили миллионам людей. Телезрители Хаба­ровска смотрят передачи из Москвы. Качеетво изображения на их экранах ничуть не хуже, чем у москвичей. Передача ведется через кос­мос, где несет свою вахту спутник связи «Молния-1».

Каждый день электронно-вычислительные машины обрабатывали миллионы единиц ин­формации, поступающей с борта советских метеорологических спутников серии «Космос»: ведь наш Аэрофлот должен был знать, какая погода на многочисленных тысячекилометровых авиа­трассах. По сигналам со спутников умные ма­шины составляли оперативные прогнозы погоды на территории СССР. Полученные сведения наши метеоцентры передавали и в столицы зару­бежных стран — Варшаву, Прагу, Софию, Де­ли, Каир и другие города.

Страна, которая с величайшим напряжением сил должна была догонять другие народы, постоянно удивляла планету, завоевы­вая одно за другим мировые первенства в кры­латом соревновании мысли.