Наша школа

 

Школьные годы — замечательная, незабы­ваемая пора для каждого человека. Кем бы ни стали вы в жизни, ребята, каждый из вас спустя много лет непременно теп,по и благо­дарно вспомнит свою школу, своих учителей, одноклассников. Да это и понятно. Ведь имен­но в большой школьной семье мы обретаем светлое чувство товарищества, сознание долга, радость труда.

Школа увлекает романтикой пионерских и комсомольских дел — играми, сборами, по­ходами, первыми научными поисками, спарта­киадами, олимпиадами... Вот здесь-то, так же как и на уроках, и проявляются пытливость, любознательность, смекалка, умение, навыки каждого из вас.

Вы не первый день в школе и хорошо знаете, какой огромный труд затрачивают учителя, чтобы обучить и воспитать вас, вырастить до­стойными гражданами нашей великой Родины. Поэтому можно смело сказать, что и в трудо­вом подвиге рабочего, и в исследовании уче­ного, и в творчестве инженера есть частица труда учителя, крупица его сердца.

Хорошо известно, с каким глубоким уваже­нием относился к народному учителю В. И. Ле­нин. Огромную заботу об учителе проявляют Коммунистическая партия и Советское прави­тельство. Деятельность лучших учителей отме­чена правительственными наградами, многие учителя — депутаты Верховного Совета СССР и местных Советов депутатов трудящихся. В нашей стране установлен всенародный празд­ник — День учителя.

На территории нашей Родины школы суще­ствуют давно — около двух тысяч лет: первые школы появились в Грузии в III в., затем в Армении в IV в. На Руси школы возникли в X в., когда киевский князь Владимир орга­низовал обучение детей своих дружинников. Проходят века, дело просвещения совершенст­вуется: появляются «мастера грамоты» — про­фессиональные учителя, печатаются первые учебники, растет число школ. При Петре I появляются первые светские государственные школы — общеобразовательные и специальные.

Перед Великой Октябрьской социалистиче­ской революцией для дворянства существова­ли привилегированные учебные заведения — пажеский корпус, кадетские корпуса, инсти­туты благородных девиц. В распоряжении церкви были духовные академии и семинарии. Дети из имущих классов учились в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, отсюда открывался путь в университеты, по­литехнические, экономические и другие вузы. Для детей же трудящихся существовали лишь начальные школы, двухклассные начальные училища и, наконец, высшие начальные учи­лища. Путь к полноценному образованию де­тям рабочих и крестьян фактически был за­крыт. Уделом миллионов трудящихся остава­лись темнота и отсталость. Россия, как с горе­чью говорил об этом В. И. Ленин, была среди цивилизованных стран самой отсталой и ограб­ленной в отношении народного образования. Четыре пятых всех детей и подростков вовсе не учились, почти три четверти населения было неграмотным, а среди нерусских народов гра­мотные люди насчитывались единицами. Мно­гие народы не имели своей письменности.

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция уничтожила старую систему народного образования и создала новую, советскую шко­лу. Это единая школа, где все ступени образо­вания согласуются между собой: низшая сту­пень ведет к следующей, более высокой. Наша школа трудовая, политехническая: она готовит своих воспитанников к разносторонней трудо­вой деятельности. В отличие от капиталисти­ческой в советской школе нет «тупиков», ко­торые мешали бы детям трудящихся получить полноценное образование. Двери нашей шко­лы открыты всем детям независимо от пола, национальности, происхождения и имущест­венного положения. Ленинским декретом шко­ла была отделена от церкви, и обучение в ней стало подлинно научным. Государство поста­вило перед советской школой задачу — воспи­тывать всесторонне развитых людей, с комму­нистическими взглядами и убеждениями.

С первых дней Советской власти дело про­свещения в нашей стране по поручению Комму­нистической партии возглавили А. В. Луна­чарский и Н. К. Крупская. Много сил делу воспитания детей отдали крупные деятели партии и государства Ф. Э. Дзержинский и М. И. Калинин. Ярко раскрылся талант вы­дающегося педагога А. С. Макаренко.

Огромное внимание строительству советской школы уделял В. И. Ленин. Социалистическое государство всегда с исключительной щедро­стью выделяло средства на обучение и воспита­ние подрастающего поколения, даже в тяже­лые, полные испытаний и лишений годы граж­данской войны.

В октябре 1920 г. на III съезде РКСМ В. И. Ленин выступил с речью «Задачи союзов молодежи», которая стала программой воспи­тания и образования поколений молодых строи­телей коммунистического общества. Ленин при­звал молодежь учиться, учиться коммунизму; он считал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало чело­вечество». По ленинским заветам строится и ра­ботает наша советская школа.

В истории школы есть даты, которые спра­ведливо считают вехами ее жизни. В 1930 г. XVI съезд партии решил ввести в Советской стране всеобщее обязательное начальное обу­чение детей и окончательно ликвидировать не­грамотность среди взрослого населения. В го­родах и рабочих-поселках намечался семилет­ний всеобуч.

Школы создавались повсеместно — в обжи­тых местах и на окраинах, в высокогорных районах и за полярным кругом, в районах Крайнего Севера и на искусственных остро­вах Каспия, в пути, на колесах — для детей железнодорожников. За четыре года (1930— 1934) задача, поставленная XVI съездом пар­тии, была выполнена.

Начался переход ко всеобщему семилетнему образованию. В эту пору на нашу страну обру­шилось фашистское нашествие. Но и в годы Великой Отечественной войны государство по-прежнему неустанно заботилось о народном образовании и отпускало большие средства на нужды советской школы. В осажденном Ленинграде, в прифронтовых районах, в горо­дах и селах, только что освобожденных от врага,— везде работали школы. Открылись вечерние школы для тех подростков, которые работали на заводах, в колхозах и своим тру­дом помогали бить фашистов.

Окончилась война. Страна залечивала глу­бокие раны, нанесенные врагом. Среди множест­ва дел партия и правительство постоянно заботились и о дальнейшем развитии культуры и просвещения. Строились новые школы, тех­никумы и вузы, росло число учащихся-старше­классников и студентов. В 1958 г. государство сделало новый шаг в развитии всеобщего обра­зования: ввело всеобщее восьмилетнее обяза­тельное обучение.

«Советская школа должна развиваться как общеобразова­тельная, трудовая, политехни­ческая. Она должна вооружать учащихся прочными знаниями основ наук, формировать у них материалистическое мировоз­зрение и коммунистическую нравственность, готовить моло­дежь к жизни, сознательному выбору профессий» — так опре­делены задачи школы в отчет­ном докладе Л. И. Брежнева на XXIII съезде КПСС. В ди­рективах съезда предусмотрено в 1966—1970 гг. завершить в основном переход ко всеобщему среднему образованию подра­стающего поколения.

Как выполнить эту гранди­озную задачу, указано в поста­новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней об­щеобразовательной школы».

За последнее время резко шагнуло вперед современное производство. Для управления новой техникой, электронно-вычислительными машинами, сложнейшими автоматами пред­приятиям нужны высокообразо­ванные, разносторонне разви­тые специалисты. Вот почему сегодня государство, народ предъявляют к вам, ребята, бо­лее высокие, чем прежде, тре­бования.

Скоро ты окончишь школу и впервые в жизни перед тобой встанет вопрос: как быть дальше? Наша Советская Родина от­крывает перед тобой широкие возможности — пойди в институт или в техникум, становись спе­циалистом любой отрасли народ­ного хозяйства, культуры, искусства, пойди в профтехучилище, получи хорошую специальность, связанную с новой техникой.

Школа помогает вам выбрать путь в жизни. Учителя рассказывают вам о разных профессиях, о тех специальных учебных заведениях, которые открыты в стране. Может быть, благодаря этому некоторые из вас уже серьезно решили стать врачами или строителями, тока­рями или журналистами.

Из года в год советская школа совершенст­вует методы преподавания и воспитания, стре­мится дать своим питомцам более глубокие знания и вместе с тем подготовить к практи­ческой деятельности. Во многих школах уже сегодня широко практикуются киноуроки, учеб­ные телепередачи, машины-репетиторы... Ни­чего подобного не было в школах еще несколь­ко лет назад.

Как в первые годы Советской власти, так и сегодня исключительное внимание школе уделяет Коммунистическая партия. По реше­нию ЦК КПСС большой коллектив крупных советских ученых и учителей провел важную работу и создал новые учебные программы, суть которых не в том, чтобы насытить память учащихся чрезмерным обилием фактов, а в том, чтобы учащиеся постигали основные законы развития материального мира, умели мыслить, добывать знания, применять их на практике.

Повышается теоретический уровень школь­ного курса математики, но вместе с тем школа стремится научить вас применять свои зна­ния на практике. Всем известно, например, как широко вошла в нашу жизнь электроника: от быта до управления сложными технологи­ческими процессами — такова зона ее дейст­вия. Поэтому сегодня школа на простейших моделях знакомит своих питомцев с принци­пами действия электронно-вычислительных ма­шин. В свете современных научных воззрений рассматривается физика.

При изучении биологических наук перед учащимися раскрывается великое многообра­зие форм жизни — от фага и вируса до чело­века. Но и здесь обучение не ограничится только книжным усвоением знаний. Большое внимание будет уделяться работе на опытном участке, где каждый из вас сможет сам поса­дить растение, проследить за его развитием.

На уроках химии учащийся узнает множе­ство веществ, созданных природой и синтези­рованных трудами химиков, научится сам полу­чать их в лаборатории. Именно так понимал политехнизацию обучения В. И. Ленин. Он считал, что при изучении того или иного зако­на науки учащийся должен уже в школе знать, как применяется этот закон в произ­водстве, должен сам суметь использовать его в жизни.

Один из любимых предметов школьников— география. Изучение ее становится более творческим. Знания, полученные на уроках, обога­щаются, углубляются затем в походах по род­ной стране, в школьных краеведческих круж­ках.

Более конкретным становится изучение исто­рии. Эти уроки научат вас правильно по­нимать ход и перспективы развития мира, научат, как сознательно участвовать в строи­тельстве жизни по-коммунистически.

В курсе литературы народов СССР и дру­гих народов нельзя охватить все ее богат­ство. Но школа стремится учить так, чтобы школьник не «проходил» произведение, а думал над теми общественными явлениями и нравственными принципами, которые там трактуются, увлекался красотой образов.

На уроках литературы, в кружках худо­жественной самодеятельности школа развивает у своих питомцев эстетические вкусы, умение отличать подлинную красоту от ложной краси­вости.

Советская школа заботится о том, чтобы ее воспитанники росли сильными, выносливыми, жизнерадостными. Эти качества воспитывает спорт. Поэтому в учебной программе немало места отводится урокам физкультуры.

Все активнее и сознательнее становится учебная познавательная деятельность школь­ника. Древо познания, посаженное в школе, будет расти и плодоносить всю жизнь. Образованный молодой человек представляет мир от строения мельчайших частиц вещества до метагалактик, ему понятны силы природы и закономерности, которым эти силы подчи­няются, он понимает язык математических формул, графиков и диаграмм, на котором говорит наука и техника, знает историю чело­веческого общества, венцом которой является коммунизм, глубоко воспринимает и сам творит искусство. Духовное богатство сочетается в нем с красотой поступков.

В Советском Союзе около 49 млн. школь­ников. Почти столько людей живет в таком боль­шом государстве, как Франция. Советская шко­ла — гордость народа, ее питомцы — его на­дежда и будущее.