НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО  НАШЕЙ СТРАНЫ

 

 

Дорога на Восток

 

Для быстрейшего построения материально-технической базы коммунизма важнейшее значение имеет правильное размещение произво­дительных сил: заводов, комбинатов, электро­станций, рудников... Выбрать район для нового предприятия — весьма сложная задача. Ведь строится оно на десятилетия, его не перенесешь на другое место. Поэтому выбор места для ново­стройки дрлжен быть правильным, научно обо­снованным. Необходимо предварительно выяс­нить, насколько близок будущий завод к ис­точникам с~ырья и районам потребления про­дукции, будет ли он обеспечен кадрами спе­циалистов, топливом и электроэнергией... Вот почему в западных районах страны, где много высококвалифицированных рабочих и специа­листов всех отраслей промышленности и где ощущается недостаток топлива, развиваются преимущественно такие трудоемкие отрасли промышленности, как машиностроительная, электротехническая, электронная, текстиль­ная, трикотажная, пищевая и др.

За годы Советской власти производительные силы нашей страны значительно продвинулись на Восток. Здесь создана новая угольно-метал­лургическая база, построены десятки и сотни современных предприятий важнейших отраслей промышленности. Среди них такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлурги­ческие комбинаты, «Уралмаш» и многие другие. На Востоке проложены вторые пути Трансси­бирской магистрали, новые железные дороги, освоен Северный морской путь, построены порты на этом пути, возникли десятки новых городов и промышленных центров.

Возьмем, например, черную металлургию. В производстве стали доля восточных районов в 1940 г. составляла 32,1%, а в 1964 г.— 41,8%.

Большие сдвиги произошли в размещении топливной промышленности. Районы Урала и Поволжья теперь наиболее крупные поставщи­ки нефти. В послевоенный период Башкирская АССР добывает больше нефти, чем район Баку. Такое же положение и в Татарской АССР. В связи с этим удельный вес восточных районов в добыче нефти возрос с 11,5% в 1940г. до 27,9% в 1964 г.

Резко  изменилась  география  добычи  угля. Появились  крупнейшие  угольные  бассейны Кузнецкий, Кйзеловский, Карагандинский, Пе­чорский и др.

Большие изменения произошли в размещении предприятий машиностроения, химии, промыш­ленности строительных материалов, лесной промышленности, отраслей, производящих то­вары народного потребления.

Наиболее выгодное размещение произ­водства, т. е. приближение промышленности к источникам сырья и районам потребления продукции, снижает затраты на выпуск про­дукции и ее транспортировку, дает стране боль­ше дешевых товаров.

Большинство важнейших новостроек 1966 — 1970 гг. будет сосредоточено к востоку от Урала. И это не случайно. Многие годы до революции из Сибири вывозились только пушнина и золо­то, а другие ее богатства оставались нетрону­тыми. Впрочем, из-за отсутствия железных дорог вывозить оттуда уголь и лес было немыс­лимо. Мало что изменилось и после того, как в начале XX в. через южную окраину Сибири проложили одноколейную железную дорогу.

Только при Советской власти расправил плечи седой Урал, ожила Сибирь и другие восточные районы. Здесь обнаружены богатейшие месторождения угля, нефти, природного газа и других полезных ископаемых. Многие ме­сторождения угля можно разрабатывать откры­тым способом. Это дешевле и легче.

Бурные реки Сибири и Дальнего Востока -превосходные   места   для   строительства   круп­нейших гидроэлектростанций, таких, как Брат­ская и Красноярская   ГЭС.

А что нужно для развития предприятий тя­желой индустрии? В первую очередь дешевая электроэнергия и сырье. Вот почему на Востоке идет широкое строительство предприятий цветной металлургии, химической, лесной и дере­вообрабатывающей промышленности.

В восточных районах более быстрыми тем­пами, чем в среднем по всей стране, развертывается жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство.

В ближайшие годы новые предприятия будут строиться главным образом в средних и неболь­ших городах. Благодаря этому размещение промышленности станет более равномерным.

Большое значение имеет дальнейшее улуч­шение хозяйственных связей между восточными и западными районами нашей Родины. Поэтому в пятилетнем плане (1966—1970) наме­чено усиление пропускной способности дейст­вующих транспортных магистралей, строительство новых железнодорожных линий, соеди­няющих районы Средней Азии с европейской частью СССР. Строятся также новые системы газопроводов: Средняя Азия — Центр, Запад­ная Сибирь — европейская часть СССР.