НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО  НАШЕЙ СТРАНЫ

 

 

Транспорт и связь

Прочные деловые связи между городом и деревней, между промышленностью и зем­леделием немыслимы без широкой сети же­лезных дорог. Четкое выполнение народно­хозяйственных планов, управление сложным и многогранным хозяйством нашей страны в значительной мере зависят от хорошо нала­женной работы транспорта и связи.

В старой России для перевозок пассажиров и грузов использовались в основном железные дороги и водные пути (воздушного и автомобильного транспорта по сути дела совсем не было). Да и сконцентрированы железные доро­ги были по преимуществу в европейской части страны. На Урале, в Средней Азии и Сибири дорог было очень мало. Все недостатки транс­порта дореволюционной России обнаружи­лись в годы первой мировой войны, когда он не смог обеспечить бесперебойное снабжение фронта необходимыми перевозками.

За годы Советской власти была проделана поистине гигантская работа по широкому раз­витию и техническому перевооружению транс­порта.

Новые железнодорожные и автомобильные магистрали, воздушные пути, трубопроводы позволили вовлечь в активную хозяйственную жизнь .огромные территории, способствовали росту благосостояния всех народов нашей Ро­дины, расцвету национальной культуры.

Железнодорожный транспорт является ведущим в нашей стране. Только за 1967 г. наши пассажирские поезда перевезли около 2,6 млрд. человек, иными сло­вами, каждый гражданин СССР в 1967 г. в среднем 10 раз пользовался услугами железных дорог.

Из конца в конец пересекли нашу Родину стальные артерии железных дорог. Их общая длина превышает сейчас 130 тыс. км.

Только за годы Советской власти построено более 60 тыс. км новых магистралей. Этой сталь­ной лентой можно почти полтора раза опоясать земной шар по экватору. Грузооборот нашего железнодорожного транспорта в 1967 г. был равен грузообороту железных дорог всех капи­талистических стран, вместе взятых, и составлял 2160 мдрд. т/км.

В 1926 г. на коротком участке Баку—Сураханы была построена первая электрифицирован­ная железная дорога. В 1968 г. протяженность дорог, переведенных на электровозную и теп­ловозную тягу, превысила 100 тыс. км. Если в 1940 р. электровозы и тепловозы перевезли только 2,2% всех железнодорожных грузов, то в 1958 г.— уже 26,4%, а в начале 1968 г.— больше 94%.

Новые электропоезда развивают огромную скорость — 120 —130 км в час, т. е. в 2,5 — 3 раза больше средней скорости движения пассажирских поездов еще в недалеком прош­лом. Эти цифры — веское доказательство быст­рого прогресса нашего железнодорожного транс­порта. В текущей пятилетке по железнодо­рожным магистралям пойдут мощные электро­возы на полупроводниковых выпрямителях и тепловозы с экономичными передачами, ди­зельными поездами и вагонами еще большей грузоподъемности и вместимости.

Быстро развивается морской, трубопровод­ный и автомобильный транспорт.

Морской транспорт — самый де­шевый вид транспорта. По количеству перево­зимых грузов он занимает второе место после железнодорожного. В 1967 г. морские суда нашей страны перевезли в 26 раз больше гру­зов и в 9 раз больше пассажиров (34 млн. чело­век), чем до революции.

Трубопроводный транспорт — это   сравнительно    молодой    вид    транспорта, получивший широкое  развитие  у  нас за  годы Советской  власти. По трубопроводам транспортируется сейчас примерно 85% всей добываемой в стране нефти. Общая протяженность маги­стральных нефтепроводов на начало 1967 г. со­ставляла 30 тыс. км, что в 27 раз больше, чем в 1913 г.

В 1964 г. введен в эксплуатацию самый большой в мире по протяженности нефтепровод «Дружба», который снабжает нефтью ряд стран социалистического лагеря.

В послевоенные годы в нашей стране создан магистральный газопроводный транспорт, кото­рый снабжает промышленные центры и населе­ние городов голубым топливом. Общая протя­женность газопроводов на начало 1967 г. со­ставляла 47,4 тыс. км.

Транспортировка нефти и газа по трубопро­водам обходится в 2—3 раза дешевле, чем по же­лезной дороге.

Прочно вошел в жизнь советского народа воздушный транспорт. Наши сталь­ные птицы перевозят десятки миллионов пасса­жиров, доставляют почту и грузы во все уголки необъятного Советского Союза. Протяженность голубых дорог Аэрофлота превысила полмиллио­на километров.

Самолеты и вертолеты специального приме­нения ведут борьбу с вредителями полей, ох­раняют леса от пожаров и вредителей, широко используются для разведки полезных ископае­мых и т. д.

В 1933 г., когда наша страна впервые отме­тила День Воздушного Флота, советская граж­данская авиация перевезла примерно 43 тыс. пассажиров.

Теперь за сутки самолеты Аэрофлота при­нимают к себе на борт 300 тыс. человек.

Воздушный транспорт становится одним из главных видов пассажирского сообщения в нашей стране, а на расстояниях, превышаю­щих 1500 км,— основным.

Самолеты, созданные всемирно известными советскими конструкторами, с каждым годом летают все выше, дальше, быстрее, увеличивают грузоподъемность. На магистралях протяжен­ностью более 5 тыс. км летают турбовинтовые самолеты ТУ-114, которые рассчитаны на пере­возку 170 человек. В 1966 г. на воздушные трассы вышел турбореактивный самолет ИЛ-62, способный принять на борт 186 человек.

Всему миру известен самолет АН-22 — зна­менитый «Антей». Он поднимает в воздух до 80 т грузов и может одновременно перевезти 12 экскаваторов на шасси трактора «Беларусь». На нем транспортируются мостовые краны, катера, небольшие речные суда. Создается пассажирский вариант «Антея» на 720 мест.

Сейчас в СССР испытывается сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144. Другая маши­на — ТУ-154 — призвана заменить хорошо всем знакомые ИЛ-18, ТУ-104, АН-10. Первый вариант ТУ-154 рассчитан на 156, второй — на 220—240 пассажиров.

Современные советские самолеты дают воз­можность человеку, вылетевшему утром с Кам­чатки, вечером того же дня слушать оперу в Большом театре в Москве.

Для перевозки пассажиров и грузов широко используются вертолеты, которые могут под­ниматься в воздух с очень небольших площа­док. Их используют, например, для перевозки грузов на стройках, расположенных вдалеке от населенных пунктов,— в тайге, в горах и пустынях. Советские конструкторы создали вертолет-гигант МИ-10, который называют «ле­тающим краном». Этот вертолет может поднять в воздух 12 т грузов и развить скорость в 2— 3 раза большую, чем электропоезд. Для транс­портировки грузов к вертолету крепится спе­циальная платформа, на которой можно легко уместить пассажирский автобус или многотон­ный грузовик, бульдозер и даже одноквартир­ный жилой дом.

Жизнь современного человека уже трудно представить без телефона и других средств свя­зи. Уже применяется видеотелефон: с его по­мощью мы не только слышим своего далекого собеседника, но и видим его.

Великим завоеванием науки и техники явля­ется радио и телевидение. Многие миллионы советских людей слушают и смотрят теперь передачи из Москвы. Чтобы увеличить даль­ность телепередач и получить более четкое рельефное изображение на экранах телевизо­ров, в Москве построена башня Останкинского телецентра —уникальнейшее сооружение, имею­щее высоту 533 м. Это самое высокое сооруже­ние на нашей планете.

Советское радио и телевидение уверенно расширяют свой диапазон. Наши космонавты, совершая полеты вокруг Земли, постоянно поддерживали связь как с космодромом, так и с Москвой, а наши спутники Луны и автома­тическая станция, совершившая на ней мягкую посадку, передали на Землю четкие снимки лунной поверхности.