КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция открыла эпоху коренных перемен и обновления не только в политике и экономике, но и в области духовной. Вместе с новым об­щественным строем рождалась новая, социлистическая культура.

В трудных условиях гражданской войны в стране, осажденной врагами и зажатой в тис­ках жесточайшей хозяйственной разрухи, на­чалась невиданная в прошлом работа по подъе­му культуры рабочих и крестьян. Вот как писал об этом прогрессивный американский писатель-публицист Альберт Рис Вильямc, свидетель и участник октябрьских событий в России: «По­всюду открылись школы во дворцах и казармах, на заводах и фабриках... В эти школы устремились миллионы детей и даже некоторые сорока-или шестидесятилетние люди. Целая страна принялась учиться читать и писать.

Рядом с революционными прокламациями и оперными афишами на стенах и заборах по­явились листовки с описанием жизни великих людей, плакаты о здоровье, искусстве и науке. Перед народными массами распахнулись ранее закрытые для них двери в храм культуры. Крестьяне и рабочие заполнили музеи и кар­тинные галереи».

В старой России благами культуры пользо­вались эксплуататорские классы. У них был досуг, в их распоряжении находились и куль­турные ценности: книги, картины, музыкальные произведения. Рабочие и крестьяне, в массе своей неграмотные, задавленные бременем нуж­ды и изнурительного труда, не могли пользо­ваться достижениями науки и искусства, читать книги, слушать музыку, смотреть картины.

«Нас мучила жажда чтения,— вспоминает о своих школьных годах, прошедших до рево­люции, старый учитель З.Т.Трифонов,— а книг в школе не было, мы с жадностью набра­сывались на случайно попадавшиеся нам книги, собирая их по деревням».

В.И.Ленин писал незадолго до революции, что Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. То же можно было сказать и о других русских писателях, худож­никах, музыкантах.

В первые дни Октябрьской революции реак­ционная газета «Русские ведомости» вещала: «Родина наша гибнет, гибнут религия, мораль, наука, искусство и все прочие культурные цен­ности духа человеческого». О «гибели культу­ры» в России вопили и реакционные зарубежные газеты. Но жизнь неопровержимо доказала, что революция уничтожает не культуру, а пропасть, разделявшую культуру и народ.

Пролетарское государство национализиро­вало важнейшие художественно-исторические ценности и очаги культуры, сделав их обще­народным достоянием. Так, уже в первые меся­цы революции были объявлены собственностью государства Третьяковская галерея, Останкин­ский дворец графа Шереметева в Москве, Эрмитаж в Петрограде, консерватории обеих столиц и т. д. Необходимость создать библиотеки для народа побудила Советскую власть нацио­нализировать крупные частные книжные фон­ды, за исключением библиотек ученых и дея­телей литературы и искусства. Эти фонды были переданы в общественные библиотеки.

Уже в годы гражданской войны Советское государство открывало новые музеи, библио­теки, клубы. Перед революцией в Москве было всего 16 массовых библиотек, а после револю­ции в голодном и холодном 1920 г. здесь дейст­вовало уже 119 таких библиотек. Несмотря на свою крайнюю бедность, государство выде­ляло большие средства на культурные нужды: бесплатно распределяло среди трудящихся га­зеты и книги, отменило плату за обучение во всех учебных заведениях, за посещение музеев и театров.

Грамотность — вот основа культуры. Без нее нельзя было думать о приобщении рабочих и крестьян к достижениям науки и искусства. Грамотность нужна была трудящимся для со­знательного и активного участия в управлении страной. Ведь безграмотный человек, по словам В.И.Ленина, стоит вне политики. Ко времени революции Россия была страной вопиющей безграмотности.

В Центральной России три четверти населе­ния было неграмотным. В Средней Азии и Ка­захстане умели читать и писать не более 2% населения. Десятки народностей России не имели своей письменности.

В 1919 г. Совет Народных Комиссаров обна­родовал декрет о ликвидации неграмотности. Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет, не умею­щие читать и писать, должны были обучиться грамоте на родном или русском языке, по жела­нию. Через полтора года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Коммунистическая партия прилагала все усилия, чтобы покончить с массовой неграмот­ностью населения. Рабочие, крестьяне и сами сознавали необходимость овладения грамотой. В стране был очень популярен в те годы лозунг: «Ты расправился с царем, так расправься с бук­варем». По инициативе трудящихся в 1923 г. было создано добровольное общество «Долой неграмотность», его председателем стал М.И.Калинин.

После напряженного трудового дня миллио­ны людей шли в школы, садились за парты и, водя пальцем по строкам первых советских букварей, читали по складам: «Мы не рабы. Рабы не мы».

Борьба за всеобщую грамотность и подъем культурного уровня населения неразрывно была  связана  с  развитием  школьного  образова­ния,   с   обучением   подрастающего   поколения. Здесь   также   предстояла   грандиозная   работа. Ведь в дореволюционной России большая часть детей и подростков не училась в школе.

Сразу же после революции везде начали открываться новые школы. Миллионы детей рабочих и крестьян взяли в руки книги.

Советское государство создавало совершен­но новую, единую трудовую школу, призван­ную формировать грамотного и сознательного строителя коммунистического общества.

В  царской России преподавание в школах национальных районов велось на русском язы­ке.  После революции здесь было введено преподавание на родном языке.  Благодаря этому школа  стала доступна для многих миллионов детей,  которые могли учиться на своем родном языке. Для народностей, не имевших собственной письменности, советские ученые со временем создали алфавит.

До революции в школах обязательно изучались основы религии — так называемый «закон божий».

В январе 1918 г. В.И.Ленин подписал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этим самым отменялось преподавание основ религии. Школьное обра­зование освобождалось от влияния церковни­ков. Теперь оно основывалось на научном, мате­риалистическом мировоззрении.

К середине 30-х гг. в СССР было осуществле­но всеобщее начальное обучение. В предвоенные годы почти всеобщим стало неполное среднее (семилетнее) образование. К тому времени в ос­новном была достигнута и всеобщая грамот­ность населения.

В дальнейшем вместе с экономическими и политическими успехами социализма непре­рывно повышался культурный и образователь­ный уровень советских людей. В 1939 г. из 1000 человек, занятых в народном хозяйстве нашей страны, высшее и среднее образование (полное и неполное) имели 123 человека, а в 1967 г. число лиц с таким образованием дохо­дило до 564.

Старая интеллигенция в большинстве своем враждебно встретила Октябрьскую революцию. В первые дни революции в Москве забастовали банковские служащие, не вышли на работу врачи во многих больницах. Не раз отказыва­лись проводить занятия преподаватели гимна­зий и высшей школы, чиновники бывшего ми­нистерства иностранных дел уничтожали дип­ломатические документы.

Коммунистическая партия, следуя ленинским указаниям, терпеливо убеждала интеллигенцию работать с народом. Привлечь старую интелли­генцию на службу революции очень помогли ее наиболее созна­тельные и передовые представите­ли: естествоиспытатель К.А.Тими­рязев, физиолог И.П.Павлов, кораблестроитель А.Н.Крылов, химик А.Н.Бах, математик О.Ю.Шмидт, геолог И.М.Губкин, химик Н.Д.Зелинский, осново­положник теории межпланетных сообщений К.Э.Циолковский, пре­образователь природы И.В.Ми­чурин и другие. Сразу «приняв ре­волюцию», они показали пример честного и мужественного служе­ния народу.

Великий дарвинист К.А.Ти­мирязев своей решительной защи­той революции заслужил всеоб­щую любовь и уважение народа. Рабочие вагонных мастерских Мо­сковско-Курской железной доро­ги избрали его депутатом Моссовета. В.И.Ленин, прочитав книгу Тимирязева «Наука и демократия», писал автору:

«Дорогой Климентий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замеча­ния против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здо­ровья! Ваш В.Ульянов (Ленин)».

Владимир Маяковский, вспоминая 1917 г., говорил: «Выбирать — для меня такого вопро­са не было. Моя революция». Всем жаром серд­ца приветствовал Октябрь Александр Блок. Без колебаний стал глашатаем революции Валерий Брюсов. В сложные годы борьбы за интеллигенцию неоценимо велика была роль A.М.Горького, который стал настоящим   пол­номочным    представителем    Советской   власти среди интеллигенции.

В тяжелые годы гражданской войны Совет­ское государство заботилось об ученых. В го­лодном и холодном 1921 году Совет Народных Комиссаров принял постановление «Об усло­виях, обеспечивающих научную работу акаде­мика И.П.Павлова и его сотрудников».

2 мая 1920 г. Москва чествовала великую русскую актрису М.Н.Ермолову. Ей ап­лодировал присутствовавший на торжестве B.И.Ленин.

В тот торжественный день М.Н.Ермолова стала первой народной артисткой республики.

Выдающиеся певцы Л.В.Собинов, А.В.Нежданова, музыкальные деятели А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов и другие мастера искусства с первых дней революции стали помогать развитию художественной культуры в первой стране социализма.

Постепенно основная масса старой интеллигенции стала по своим убеждениям и политическим устремлениям советской, социалистической. Но для пролетарского государства недостаточно было привлечь на свою сторону старую интеллигенцию, необходимо было вырастить многочисленную новую интеллигенцию из рабочих и крестьян. К решению этой задачи культурной революции Советская власть приступила с первых же дней своего существования.

Вскоре после победы Октябрьской революции рабочие Путиловского завода решили организовать художественную студию для своих детей. Но в органах народного образована предложили пока с этим повременить. Когда делегаты путиловцев при встрече с В.И.Лениным рассказали ему об этом, Владимир Ильич, обращаясь к присутствующим, сказал: «Вы слышите, что путиловцы хотят? Они хотят создать свою трудовую интеллигенцию, а им говорят: «Подождите годик!» Никаких промедлений, студию надо организовать!»

Большую роль в пролетаризации высшей школы и подготовке кадров народной интеллигенции сыграли рабфаки (рабочие факультеты). Это были специальные учебные заведения, в которых рабочие и крестьяне в сокращенные сроки получали среднее образование, а затем поступали в вузы. Аудитории высших учебных заведений, консерваторий, музыкальных и художественных школ все более заполняли рабочие и крестьяне.

В 1926 г. у нас было только немногим более двух с половиной миллионов работников умственного труда, а к началу 1968 г. армия советской интеллигенции насчитывала в своих рядах уже свыше 27 млн. В 1913 г. в России было немногим более 10 тыс. научных работников. К 50-летию Советской власти число их увеличилось в 70 раз. Примечательно, что половину специалистов с высшим образованием в СССР в 1967 г. составляли женщины, а среди научных работников было 40% женщин:

За годы Советской власти в поразительно короткие сроки была создана своя интеллигенция в среде ранее отсталых нерусских народов. Ныне во всех республиках работают многочисленные национальные отряды советской интеллигенции.

За годы Советской власти в нашей стране расцвели наука и искусство. Советская наука открыла целую эпоху в развитии мировой циви­лизации. Советские люди первыми начали осваи­вать космос.

Советская литература и искусство, опираю­щиеся на бессмертное классическое наследие, положили начало социалистической художест­венной культуре человечества.

Советская культура глубоко интернацио­нальна по своей природе, ей чужда националь­ная ограниченность. Она едина по своему социа­листическому содержанию и многокрасочна по национальной форме. Каждая социалистическая нация в своем культурном развитии опирается не только на свои достижения, но и на достиже­ния всех остальных наций. Братское творческое сотрудничество народов СССР в культурном строительстве взаимно обогащает их и ведет к дальнейшему культурному сближению.

Осуществив культурную революцию, СССР проложил путь социалистического преобразо­вания духовной жизни для всех народов мира.