ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА

 

Понедельник 20 ноября 1922 г. ничем не выделялся из цепочки напряженных трудовых будней: страна восстанавливала народное хо­зяйство, подорванное двумя войнами -- импе­риалистической и гражданской. Когда над Москвой начали сгущаться сумерки, в здании Большого театра на расширенный пленум со­брались депутаты Московского Совета, Их уста­лые сосредоточенные лица, натруженные руки, потертые куртки, солдатские шинели — все свидетельствовало об огромных трудностях, переживаемых народом.

Вдруг зал преобразился, Какая-то сила стерла с лиц усталость. Буря аплодисментов и мощные раскаты «Интернационала» вырва­лись на улицу. Депутаты приветствовали Вла­димира Ильича Ленина.

Он начал выступление с рассказа о труд­ностях, которые испытывала страна; говорил о том, как их преодолеть.

-  Раньше   коммунист   говорил:   «Я   отдаю жизнь», и это казалось ему очень просто, хотя это не всякий раз было так просто. Теперь же перед нами,  коммунистами,  стоит совершенно другая задача. Мы теперь должны все рассчи­тывать,    и    каждый   из вас должен научиться быть    расчетливым.

Бережливость, трезвый хозяйственный рас­чет — вот к чему призывал В. И. Ленин. От этого зависела теперь победа социализма. На­родное хозяйство стало основным фронтом борьбы за утверждение нового строя.

Внимательно слушали депутаты. Никто из них не предполагал, что это — последнее пуб­личное выступление Владимира Ильича. Закон­чил его Ленин облетевшими весь мир проро­ческими словами:

-  Социализм  уже  теперь  не   есть   вопрос отдаленного будущего... Мы социализм прота­щили в повседневную жизнь... Из России нэ­повской   будет   Россия   социалистическая.

В этой речи и в работах, написанных в по­следние годы жизни, Владимир Ильич изло­жил программу построения социализма в на­шей стране. Партия и народ назвали ее «Заве­тами Ильича». Ленинское учение имеет огром­ное теоретическое и практическое значение и в нашу эпоху развернутого строительства коммунизма.

Одно из важнейших условий строительства социализма — диктатура пролетариата, класса, выражающего интересы всех трудящихся. Дик­татура пролетариата — это такое орудие пре-

образования   общества,    какого   история   еще не знала.

Ленин завещал укреплять социалистиче­ское государство, вовлекая в непосредствен­ное руководство страной передовых, преданных социализму трудящихся, т. е. всемерно разви­вать советскую демократию. Он писал о том, что необходимо улучшать государственный ап­парат.

- Для этого нужно, чтобы лучшие элемен­ты, которые есть в нашем социальном строе, а именно: передовые рабочие, во-первых, и, во-вторых, элементы действительно просве­щенные, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не ска­жут против совести,— не побоялись признаться ни в какой трудности и не побоялись никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели.

Экономической основой могущества Совет­ской республики стала государственная собст­венность на основные средства производства: крупную промышленность, транспорт, землю, В руки Советского государства перешли также банки, внешняя торговля. Обладая этими гос­подствующими «экономическими высотами», Со­ветская власть смогла контролировать и на­правлять развитие всего народного хозяйства по пути к социализму. С первых лет Советской власти, помимо государственной, росла вторая форма социалистической собственности -- коо­перативная. В. И. Ленин завещал в последних своих работах охранять и развивать социали­стическую собственность, твердо помня, что ее укрепление и рост составляет основное со­держание битвы за социализм.

Особое значение имеет указание Ленина об укреплении союза рабочих с остальными слоями трудящихся, прежде всего с кресть­янством, при руководящей роли рабочего класса.

В. И. Ленин называл этот союз «самой чу­десной в мире силой». Его прочность обуслов­лена общностью коренных интересов рабочих и крестьян. Этим и объясняется тот непонят­ный для наших врагов факт, что молодое Со­ветское государство устояло перед грозными шквалами гражданской войны, интервенции, голода, разрухи и мятежей. «Союз рабочих и крестьян — вот что дала нам Советская власть. Вот в чем ее сила. Вот в чем за­лог наших успехов и нашей окончательной победы».

Владимир Ильич завещал укреплять друж­бу народов нашей страны как одну из важнейших предпосылок победы социализма. Социали­стическая революция освободила народы России не только от классового, но и от нацио­нального гнета. В нашей стране впервые в ми­ре был на практике осуществлен ленинский принцип равноправия наций. Естественно, что трудящиеся всех национальностей сплотились вокруг Советской власти под руководством своей партии.

Предупреждая, что наши враги стремятся подорвать дружбу народов, В. И. Ленин тре­бовал решительно искоренять националисти­ческие предрассудки и пережитки. «Ничто так не задерживает развития и упрочения проле­тарской классовой солидарности, как нацио­нальная несправедливость»,— подчеркивал Вла­димир Ильич в одном из последних писем.

В. И. Ленин уделял особое внимание руко­водящей роли коммунистов в строительстве социализма. Партия с ее творческим^ характе­ром, идейной стойкостью и железной дисцип­линой сплачивает все советское общество и ве­дет его к великой цели — коммунизму. Поэто­му так решительно требовал Владимир Ильич соблюдать единство партии и охранять чистоту высокого звания коммуниста. «Ум, честь и со­весть нашей эпохи» — так называл партию ее создатель и вождь Ленин.

У В. И. Ленина была твердая уверенность, что советский народ построит социализм, не­смотря на капиталистическое окружение, ибо прочность нового строя уже доказана историей. К тому же наш народ никогда не был одинок в своих усилиях. Оказывая помощь другим народам, борющимся за свое освобождение, Советский Союз опирается на поддержку ра­бочего класса, трудящихся всего мира. Сколь­ко раз, когда грозовые тучи империализма сгу­щались над СССР, раздавался мощный голос международного пролетариата: «Руки прочь от Советской России!»

В свою очередь и советский народ всегда оказывал помощь трудящимся других стран, борющимся за социальное и национальное осво­бождение. В. И. Ленин завещал решительно отстаивать пролетарский интернационализм.

В. И. Ленин был страстным борцом за мир. Советская страна, как неоднократно повторял В. И. Ленин, заинтересована в мире. Борьба за мир -- благородная задача коммунистов, подчеркивал В. И. Ленин. В то же время Вла­димир Ильич призывал всемерно укреплять обороноспособность нашего социалистического государств?, его Вооруженные Силы, видя в этом одну из важных гарантий охраны социалисти­ческого строительства от агрессий.

Для полной победы социализма в СССР имеется все необходимое. Такова основная мысль ленинского завещания.

Владимир Ильич указал конкретные пути строительства социализма в Ро-ссии. Он выделил три главных направления социалистического строительства: индустриализацию страны, со­циалистическое преобразование сельского хо­зяйства и культурную революцию.

Октябрьская революция лишила капита­листов возможности эксплуатировать трудя­щихся, передав Советскому государству глав­ные средства производства. Но для построения социализма этого было недостаточно. Если бы наше государство не создало могучей промыш­ленности, не добилось экономической незави­симости, международный империализм стер бы его с лица земли. Вот почему индустриали­зация занимает в ленинском плане важнейшее место.

Прежде всего нужно было развивать тяже­лую промышленность (металлургию, машино­строение, энергетику, топливную, химическую индустрию и т. д.). Ведь именно она дает на­родному хозяйству станки, машины, топливо и другую продукцию, без которой не может существовать ни одна другая отрасль народ­ного хозяйства.

Но откуда взять средства для этого в разо­ренной стране? Приходилось опираться на свои ресурсы и экономить на всем (см. ст, «Поступь индустриализации»).

Так создавалась крупная индустрия, спо­собная преобразовать деревню, где господство­вало мелкое крестьянское производство, кото­рое, по словам В. И. Ленина, «постоянно, еже­дневно, ежечасно, стихийно и в массовом мас­штабе» рождало капитализм, служило базой для сохранения эксплуатации бедноты кулаками. Но нельзя было просто лишать мелких хозяев собственности, как это сделали с помещика­ми и капиталистами. Ведь большинство крестьян были не только собственниками, но и тружени­ками, союзниками рабочих. Их предстояло убе­дить в преимуществах коллективного хо­зяйства.

Преобразование сельского хозяйства было самой трудной задачей после завоевания власти рабочим классом. Для решения ее В. И. Ленин разработал четкую программу социалистиче­ского строительства в деревне.

Он обратил внимание на кооперацию. Ее положение коренным образом изменилось в условиях диктатуры пролетариата и социа­листической собственности на средства произ-

водства. Крестьяне охотно вступали в коопе­ративы, вначале первичные (торговые), а за­тем и в производственные, когда убеждались, что объединение было экономически выгодно. Учитывая это, В. И. Ленин предложил исполь­зовать кооперацию как путь социалистического преобразования крестьянского хозяйства. Этот путь состоял в постепенном переходе от про­стейших форм кооперации к более сложным, когда крестьяне объединяют землю, все ос­новные средства производства и переходят к совместному труду. При этом Ленин предуп­реждал, что такой переход должен совер­шаться лишь на добровольной основе (см. ст. «Победа колхозного строя»).

Осуществление индустриализации страны и кооперативного плана В. И. Ленина означало построение экономического фундамента социа­лизма.

Но социализм — это не только передовая экономика, это и высокая культура. Вот почему составной частью ленинской программы социа­листического строительства является идея культурной революции. Для того чтобы успеш­но управлять социалистическими предприя­тиями, строить и развивать самое передовое общество, нужно было добиться сплошной гра­мотности, резко повысить культурно-техниче­ский уровень всего народа, подготовить кадры знающих специалистов, воспитывать весь на­род в духе коммунистических идеалов. Лик­видация неграмотности, развитие начальных и средних школ, увеличение числа вузов и тех­никумов стало насущной задачей партии, так как, по словам В.И.Ленина, «воспитанием бу­дущих поколений закрепляется все, что завоева­но революцией» (см. ст. «Культурная рево-люция»).

Последние произведения В. И. Ленина -это результат не только гениальной мысли, но и железной воли коммуниста, его благород­ства и подлинного героизма. Владимир Ильич создал их, будучи тяжело больным. Пока были силы, он работал в постели, а когда на­ступил правосторонний паралич, стал дикто­вать статьи стенографистке.

Неразрывно связанные между собой, послед­ние работы Ильича представляют, по сути дела, единый труд, в котором он завершил разработ­ку плана строительства социализма в СССР. Это было политическое завещание Владимира Ильича Ленина.

Ленинский план построения социализма подобно яркому прожектору осветил сложные неизведанные пути истории, сделал их ясными, близкими для всех трудящихся.

2 ноября 1923 г., когда состояние здоровья Владимира Ильича временно улучшилось, его посетила делегация рабочих Глуховской ману­фактуры (ныне хлопчатобумажный комбинат имени В. И. Ленина). Это была последняя встре­ча рабочих со своим вождем. Она продолжа­лась всего 5 минут. Прощаясь, все делегаты расцеловались с Лениным. Последним п-одошел

к нему старый молотобоец Кузнецов. Они обня­ли друг друга. Не сдержавшись, Кузнецов заплакал и, как будто успокаивая Ленина, твердил:

- Я рабочий — кузнец, Владимир Ильич, я   кузнец.   Мы   скуем   все,   намеченное   тобой.

Слова эти приобрели символический смысл. Заветы Ленина стали знаменем Коммунистиче­ской партии, рабочего класса, советского наро­да, всего передового человечества.

21 января 1924 г. состояние здоровья В. И. Ленина резко ухудшилось, и в 18 часов 50 минут Владимир Ильич скончался.

Огромное, непоправимое горе обрушилось на трудящихся всего мира. Безгранична была народная скорбь. Вся страна оделась в траур. Члены ЦК партии собрались в ту же ночь на экстренный пленум. «Я впервые видел, как старые большевики плакали»,— рассказы­вал участник этого собрания Е. М. Яро­славский.

«Теперь, когда нашу партию постиг самый тяжелый удар — смерть Ильича,— мы должны с особой настойчивостью выполнять его основ­ные заветы»,— говорилось в обращении ЦК ко всем трудящимся.

Из Горок гроб с телом Ленина был переве­зен в Москву. Траурная процессия направилась к Дому Союзов.

Вовек такого

бесценного   груза еще   не   несли

океаны наши, как гроб этот красный,

к Дому Союзов плывущий

на спинах рыданий и маршей...

В.   Маяковский.

Прощание с Ильичем превратилось в мощную демонстрацию единства партии и народа, пре­данности ленинизму. Со всех концов страны в Москву приехали делегации рабочих и кре­стьян.

Пять дней и ночей непрерывно двигался не­скончаемый людской поток к Колонному залу Дома Союзов. Сотни тысяч людей на 35-градус­ном морозе часами ожидали своей очереди про­ститься с великим вождем. Москва не спала несколько суток.

27 января в 4 часа под звуки траурной музыки, фабричных гудков и орудийных зал­пов гроб с телом Владимира Ильича Ленина был перенесен в Мавзолей. И вот пять последних минут — пять минут прощания с Ильичем всего советского народа, мирового пролетариа­та. Иа пять минут замерли фабрики и заводы, остановились станки и поезда в Советском Сою­зе, во многих капиталистических странах.

В эти минуты в каждом городе нашей стра­ны, в каждом селе и рабочем поселке, на пло­щадях и улицах стояли люди. Облака мороз­ного пара клубились над ними. Слезы замер­зали на их лицах, но никто не чувствовал хо­лода и ледяного ветра. Каждому казалось, что он, советский человек, прощается не только с вождем революции Владимиром Ильичем Лениным, но и с горячо любимым отцом.

В горькие дни прощания с Ильичем перед партией и народом все отчетливее вставал вопрос: как возместить утрату? В партийные организации посыпались заявления рабочих с просьбой о приеме в Коммунистическую пар­тию. Поддерживая эту инициативу, Пленум ЦК в конце января 1924 г. принял решение о массовом ленинском призыве рабочих в пар­тию. Заявления рассматривались на открытых партийных собраниях, при активном участии всех рабочих. Свыше 240 тыс. человек вступило тогда в партию. Такое же движение началось в комсомоле: в его ряды вступило более 150 тыс. молодых рабочих. С 1924 г. он стал назы­ваться Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи.

Еще теснее сплотившись вокруг Комму­нистической партии, советский народ про­должал уверенно идти по пути, указанному Лениным.